From the monthly archives: Август 2010

Архимандрит Аввакум (Давиденко)

Архимандрит Аввакум (Давиденко)

Автор: С.Сидоренко

I.

В городе Кременчуге живет и служит православный Сковорода наших дней архимандрит Аввакум, моральный авторитет которого необычайно высок, что, впрочем, не мешает ему и быть духовником епархии и немного юродствовать. Полемика началась с одного из писем морально-назидательного характера, которые арх. Аввакум имел привычку время от времени рассылать православным священникам. Почему имел? Потому что после этого письма епископ Кременчуга Тихон отсоветовал архимандриту писать такие письма. Итак, письмо. «МИР РУССКИЙ» ИЛИ «УКРАИНСКИЙ?» Патриарх Кирилл приехал и уехал, а проблемы разделений, расколов в Украине остались. И, более того, имеют тенденцию к нарастанию и расхождению исторических путей народов, и это вряд ли можно остановить. Затормозить, удержать на время можно, остановить — нет. Наглядно виден тупик, и вопрос сверлит: а что дальше? Идеи Русского мира или Украинского – мертворожденные и тупиковые, как и любые наши человеческие идеи. Их можно воплощать, только насаждая, с помощью волевого, жесткого, эффективного руководства. Люди в своей массе у нас давно отшатнулись от лозунгов, политических идей, хоть и носящих религиозную окраску. Они просто живут и все. Их главные заботы — это придти на службу в праздник в саму церковь, это молитва о семье, здоровье, чтобы не болели и были здоровы они и их дети, чтобы помянуть умерших, — тех, кого забрали болезни и года. Вот это — главные и конкретные их интересы, связанные с жизнью и смертью. А Русский мир или Украинский мир — это что-то из области эфемерного. В храм люди массово приходят в основном по великим праздникам. Можно ли их в таком случае назвать народом христианским, или народом богоносцем? Увы, конечно, нет! Нас, практикующих идейных верующих, ничтожное меньшинство, какие-то мизерные проценты. Для воплощения глобальных геополитических идей церковных политиков нас, православных, нашей верующей «армии спасения», катастрофически мало. Мы, духовенство, выдвигаем гипотезы, как лучше, как правильнее в политике или в Церкви сделать, так или эдак… Но выходит все не по-нашему! Писатель Солженицын по возвращении в Россию написал книжицу: «Как нам обустроить Россию». Этим он вынес приговор своему писательскому таланту, своей философской проницательности, потому что очень не по-писанному получилось. А уж, тем более, в мировой истории всегда будет не по-нашему. Народ не любит богатых политиков, и уж, тем более, священников, которые призваны учить людей аскезе, воздержности и умеренности. Психология тут такова: народ доверяет тем, кто не с властью, он любит сухоньких, скромных, воздержных, таких, как почивший Сербский Патриарх Павел. Нужны новые духовные идеи, новые религиозные прозрения, новые откровения. Люди уже не верят во все эти «Русские Миры» и общеславянские ценности. Московский Третий Рим, при стоящем до сих пор Первом Риме, воспринимается, особенно после Римских Пап 20-го века, с их действительно реально продвинутыми реформами, как некая третьесортность. В своей идее эти ценности — уже истощены, это уже выработанный, отживший ресурс. Но, ничего не поделаешь, каждый защищает те ценности, которые дороги его земле, его сердцу. Наш Патриарх относительно молод, заряжен энергией действия. Быть может, ему Господь и поможет. Еще одно суждение. Видно, насколько в преимущественном положении оказываются большинство протестантских общин, проповедующие чисто духовные, вселенские идеи Евангелия, вне всяких политических пристрастий и национальных окрасок. В подтверждение не поленюсь процитировать Писание: «Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные…» (Колоссянам 3:11). Они, протестанты, действительно небожители, без всяких Русских или Украинских миров и земнополитических привязок. Они вселенски наднациональны, международны и, если это так, они будут иметь тенденцию к усилению на будущее, так как мир делается все больше и больше глобальным. Мы же плывем в русле политических пристрастий и никакому живому человеку здесь, на земле, невозможно стать, таким себе, отвлеченным небожителем. Плоть и кровь постоянны и реальны в нас. Украинец по своей сути — кулак, куркуль, «одноосибнык», индивидуалист, а русский — всегда общинник, коллективист (психологический тип). Разница в ментальности почти противоположная. Посему украинец не пойдет ни за что ни на какие приманки и посулы Москвы, особенно после ХХ века, с его неудавшейся революцией 1917-го и жестокими экспериментами большевиков по насаждению коллективного «счастья». Хватит этих экспериментов, довольно! Надо возвращаться к естественной жизни. Вся цель жизни в том, чтобы просто БЫТЬ. Церковь должна стишиться в своих темпах. Должна оставить спешку, смуты, споры и распри, и дать возможность жизни идти своим чередом. Должна перестать гнаться за суетным временем. Она просто обязана возвратиться к своей божественной миссии к, чему призвана всякая религия — проповеди вечных вневременных ценностей. Не погоня за суетными политическими устремлениями, а проповедь природного, вечного и человечного. Вот ее основная миссия — то, чего от нее ждут люди! (http://vladyka-ionafan.ru/events/2010/08/14-0 )

(далее…)

«Церковь и социальные СМИ» — на такую тему в столичной галерее «Соборная» прошла открытая дискуссия, организованная Актуальным богословским клубом «София» при храме Всех Святых.

Дискуссия собрала представителей разных приходов столицы, которые так или иначе присутствуют в интернете. Участники выслушали доклад эксперта по социальным сетям психолога Евгения Пилецкого. В подробном обзоре истории развития социальных масс-медиа эксперт отметил, что уже в самом ближайшем будущем компьютер и интернет войдут в дом каждой украинской семьи, поэтому необходимо уже сейчас учиться использовать новые возможности. Представительство в таких социальных коммуникациях, как ЖЖ («живой журнал»), блоги, Fasebuk,Twitter и многих других, дает возможность самым оперативным образом получать любую необходимую информацию, ориентироваться в быстро меняющемся мире, самому влиять на общественные процессы и даже зарабатывать на этом.
(далее…)

Автор: Юрий Черноморец

Дар созерцания

Всех выдающихся мыслителей Анри Бергсон разделил на талантливых и гениальных. Талантливые ищут истину путем размышлений, рассматривая аргументы «за» и «против», выстраивая цепочки силлогизмов и радуясь внезапным догадкам. Гении «видят» истину. Они не могут объяснить, как это происходит, но их разум проникает во внутреннюю суть явлений. Платон назвал такое понимание «мудростью». Цельный разум человека созерцает истину, видит существенное. Это видение есть малое подобие того непосредственного знания обо всем, которое имеет Бог, Мудрость как таковая. Йозеф Ратцингер, ставший папой Бенедиктом XVI, причастен этому дару понимания. Его суждения касаются самого главного, потому что его он созерцает. Схватывание главного ярче всего заметно в случаях, когда Йозеф Ратцингер просто излагает открывшееся ему понимание. При попытках перейти к аргументации «от рассудка» его созерцательный разум выстраивает слишком отшлифованные и громоздкие конструкции доказательств. Папе кажется, что аргументация должна быть столь же совершенной, как и сама созерцаемая истина. Отсюда – некоторая сухость многих его «обычных книг». Но две его главные книги созданы как изложение ясного видения истины и потому отличаются легкостью разумного ликования. Первая книга – знаменитое «Введение в христианство», изданное в 1968 году на основе лекций, прочитанных в Тюбингенском университете годом ранее. Вторая – это книга «Иисус из Назарета», первый том которой увидел свет в 2006 году, когда Йозеф Ратцингер был уже Папой.
(далее…)

No tags for this post.
 

Автор: Виталий Каплан

Двенадцать лет назад я купил модем — и влип в мировую паутину. Жизнь сразу стала разнообразнее: скольких новых людей я узнал, во сколько дискуссий ввязался — об истории и о фантастике, о воспитании детей и о программировании баз данных, о правах потребителя и о глюках винды. Ну и, разумеется, о Православии, о Церкви. В 90-х, правда, православных сайтов и форумов было совсем немного, зато спустя несколько лет они размножились в геометрической прогрессии.

(далее…)

В 2008 году блоггеры-христиане  Великобритании опубликовали 10 заповедей, призванных оградить верующих от соблазнов интернет-общения. Интернет-заповеди были озвучены на лондонской конференции Евангелического альянса в качестве меры против «грехопадения» блогов религиозной направленности.

1. Не ставь блог выше себя;
2. Не сотвори из блога кумира;
3. Не злоупотребляй своим ник-неймом, пользуясь анонимностью во грех;
(далее…)

Яндекс.Метрика