From the daily archives: Среда, 28 декабря, 2011

Автор: Юрий Вестель

14 октября 2011 г. «Религия в Украине» перепечатала с «Радио Ватикана» в обзоре СМИ статью католического епископа Энрико даль Коволо «Кто (или что) удерживает конец света?», где рассказано о патристическом истолковании загадочных слов ап. Павла об «удерживающем» Антихриста — «человека беззакония», «сына погибели» (2 Фес 2:3): «И теперь вы знаете то, что удерживает, чтобы открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии; только есть теперь удерживающий, доколе он не будет отнят от среды» (2 Фес 2:6-7; перев. еп. Кассиана). Вывод автора: что бы ни понимать под «удерживающим» (уже в древности были предложены: Церковь, ап. Петр, архангел Михаил, благодать Святого Духа, воля Божия, проповедь Евангелия, идолопоклонство, Римская империя, царская власть, государство вообще), важен сам факт удержания: он дает место историческому свершению, человеческой активности, соработничеству и сотворчеству человека с Богом: «Миссия Иисуса требует времени, чтобы реализоваться во всей полноте, поэтому конец света и “удерживается”». (Кто желает подробнее познакомиться со святоотеческими толкованиями «удерживающего», а заодно и пришествия Антихриста, и «тайны беззакония» и пр., может обратиться к фундаментальному труду: А. Д. Беляев, О безбожии и антихристе. Репр. изд.1898 г., М., Паломник, 1996.)
(далее…)

 

Автор: Геннадий Христокин, к.филос.наук

28-30 октября 2011 года в рамках IV Международного научного форума «Пространство гуманитарной коммуникации» в Киеве состоялась международная научная конференция «Феномен исихазма: богословский, философский и исторический аспекты», о чем писала «Религия в Украине». Сегодня мы публикуем один из докладов, прозвучавших на конференции.

Неопаламизм − это важное и интересное явление в современном православном богословии. Его исследовать необходимо как для понимания современной отечественной культуры, которая сформировалась под его влиянием, так и для самой православной теологии, которая зачастую воспроизводит стереотипные суждения и оценки. Прежде всего, нужно определиться, что мы будем подразумевать под неопаламизмом. Мы будем называть неопаламизмом современное истолкование и развитие учения святителя Григория Паламы. Важно отметить, что современное богословие, даже то, которое называет себя неопаламизмом, представляет собой всего лишь интерпретации св. Григория Паламы, но ни в коей мере не сам паламизм. Ибо теологию паламизма воссоздать сложно, а копировать не нужно. Разве только с целью научного изучения, а наука, как известно, не является теологией. Заметим, что пока что с учением Паламы связано столько противоречивых мнений, что, скорее всего, любая новая попытка воссоздать чистый паламизм обернется созданием еще одного варианта его толкования, а значит, создаст неопаламизм.
(далее…)

Tagged with:
 
Яндекс.Метрика