From the monthly archives: Сентябрь 2013

«И вот, принесли к Нему расслабленного…» (Мф 9:2) В наши дни в Церкви Христовой на земле полно расслабленных. Речь идет о парадоксальной разновидности расслабленных – о тех, которые больше не ищут исцеления, но любят свой недуг. Они приходят в церковь, чтобы свою немощь культивировать, оправдывать и даже подкармливать. Такие люди, по сути, даже не считают свое состояние болезнью, но, напротив, воспринимают его как основополагающую добродетель. Они считают себя не расслабленными, а смиренными, и свое пребывание на носилках на протяжении всей жизни называют истинным благочестием. Это все равно, как если бы этот евангельский эпизод в неком демоническом пересказе повествовал о том, что к Иисусу принесли расслабленного, чтобы он получил новую постель, более комфортную. На Божественной литургии для многих только это и происходит: они лучше себя чувствуют себя на своих «носилках».
(далее…)

No tags for this post.
 

Нельзя не признать, что мы живем в эпоху ароматов, идентичных натуральным, и прочих заменителей, в эпоху дружеских отношений, «завязывающихся» в социальных сетях, и телесериалов, в эпоху пластиковых цветов и одежды из «искусственной кожи». И этот список выходит далеко за пределы, отведенные для редакционной колонки. Короче говоря, мы живем такой жизнью, которая во многом, по сути, только имитирует подлинную жизнь.
(далее…)

No tags for this post.
 

Можно ли соборовать людей, которые не имеют серьезных заболеваний, но прибегают к этому таинству с целью прощения забытых грехов? Размышляет священник Вадим Коржевский.

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14). Священнодействие, о котором поминает апостольское слово, впоследствии получило наименование Елеосвящение (по причине того, что видимым знаком исцеления служит освященный молитвой елей) или Соборование (в силу того, что молитва творится здесь целым собором священников — от 3-х и более).
(далее…)

No tags for this post.
 
Благодаря его трудам Ирландия стала христианским краем и прославилась как Остров святых. Заслуги этого человека, жившего в IV–V вв., приравнивали к апостольским, а его почитание не ограничилось ирландским побережьем, но распространилось по всей Западной Православной Церкви. Для святого Патрика родным островом была не Ирландия, а соседняя Британия. Он вырос в христианской семье. Отец праведника был диаконом и членом местного городского совета.

Однажды, когда Патрик находился в родительском доме, вдруг перед ним предстал небесной красоты муж по имени Викторий, который держал в руках свитки писем. Открыв первый из них, Викторий прочитал: «Глас Ирландии! Святой отрок, мы молим тебя вновь прийти и ходить среди нас».
Затем Патрикию послышались голоса людей из Фоклутского леса. Многие из них были ему знакомы, т. к. он пребывал в тех местах в плену. Юноша растолковал видение как Божий призыв идти на проповедь Евангелия в ирландские земли. Однако, прежде чем направиться на остров, Патрикий решил получить богословское образование.
Несмотря на то что отец праведника, Кальпурний, был диаконом, он не сильно заботился об образовании своего чада. Святой родился около 383 г. и происходил из галло-римской семьи. Когда ему исполнилось 16, он был захвачен в плен пиратами и насильно продан в рабство одному зажиточному ирландцу. Шесть лет праведник провел в горных северных районах острова. Главным его занятием была охрана скота хозяина.
Оказавшись в языческой среде, в крайне стесненных обстоятельствах, Патрикий стал чаще рассуждать о Боге, познавать Его через природные явления. Постоянно пребывая в покаянном настроении, он часто погружался в созерцательную молитву. Со временем праведник перестал замечать суровые климатические условия северного края, а его сердце было всецело устремлено к небу.
Неизвестно, как долго бы продолжалось пленение юноши, ставшее для него Раем, если бы не одно событие. Как-то ночью он услышал голос, который сказал ему: «Ты хорошо поступил, что постился и молился. Бог услышал твою молитву. Теперь ступай, вернись в свою отчизну: для тебя приготовлен корабль!».
Патрик не усомнился и совершил побег. Полностью доверив себя Богу, он прошел более 300 километров и достиг порта, где стояло торговое судно язычников. Сев на корабль, святой три дня находился в пути, после чего высадился вместе с другими путниками на пустынный берег. После долгих и безрезультатных поисков пропитания, язычники попросили Патрика помолиться своему Богу, чтобы Он помог им. Только праведник воздел руки, как появилось стадо свиней. Насытившись, люди смогли продолжить путь.
После различных бедствий юноша, наконец, добрался до своего дома. Вскоре он снова попал в плен к пиратам, однако через два месяца смог бежать. Обретя свободу, Патрик направился в Галлию (тер. современной Франции), чтобы получить богословское образование в местных христианских центрах. Около 15 лет будущий просветитель Ирландии находился в Оксерре (совр. Осер), где внимал ученым мужам, среди которых был и святой Герман. От его рук Патрикий принял благодать диаконского служения, однако, когда зашла речь о рукоположении в епископы, он стал отказываться.
В 429 г. святой Герман вернулся из миссионерской поездки в Британию, где боролся с ересью пелагианства. В этот момент ему стало известно о скоропостижной смерти епископа Палладия, посланного в Ирландию для просвещения местных язычников. Тогда Герман предложил Патрику взять на себя обязанности почившего пастыря. Считая себя недостойным такого высокого служения, подвижник согласился стать епископом Ирландии только после видения, из которого было ясно, что такова воля Божия.
Высадившись с небольшой группой клириков на побережье острова, Патрик узнал о проведении в тот момент собрания старейшин родов Ирландии. Не мешкая, святой направился к ним. Оказавшись в окружении большого числа язычников, он обратился к ним со словами о Христе, Его смерти и воскресении. Известно, что святитель во время своих речей совершенно пренебрегал законами риторики, но его слова пламенели, а приводимые цитаты из Священного Писания заставляли пылать тем же огнем сердца слушающих его. В тот же день Патрик привел ко Христу нескольких вождей, а с ними и их племена. Вскоре миссионеры получили участок земли, где были построены первые храмы и монастыри.
Святой задался целью обойти с проповедью Евангелия весь остров. Особенным вниманием святителя пользовались северные районы Ирландии. При этом проповедник полностью пренебрегал своей безопасностью и посещал самые опасные для жизни районы, позволяя Богу говорить через себя со всеми людьми, населявшими остров.
Как правило, Патрик обращался со словами Благой вести сначала к главам родов и королям. Так он смог обратить королей Дублина, Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта. Известен также один случай, когда праведник, обратившись с речью, стал рассуждать о тайне Пресвятой Троицы, взяв в руки трилистник клевера. При этом он сказал: «Как три этих листа могут расти из одного стебля, так и Бог может быть един в трех Лицах».
Успехам Патрика стали противиться местные жрецы-друиды, которые попытались воздействовать на проповедника с помощью колдовства. Но святитель призвал на помощь всемогущего Творца и жрецы вынуждены были признать свое бессилие. Некоторые из них уверовали во Христа как Господа и приняли иерейский сан, ревностно содействуя Патрику в его святом служении. Среди тех, кто последовал за апостолом ирландцев, были и барды-филиды — члены одного из высших сословий, деятельность которых заключалась в сохранении и толковании местных преданий. Многие из них приняли монашеский постриг и стали служить своими талантами Богу, славя Пресвятую Троицу.
Обратив ко Христу жителей королевства Ориэл, святитель основал в г. Арма монастырь, который стал его резиденцией, а впоследствии духовной столицей Ирландии. До сих пор Арма является кафедральным центром местного архиепископа — духовного главы подчиненных ему островитян-католиков.
Святой Патрикий не только проповедовал, но и занимался организацией жизни новоиспеченных христианских общин, рукополагая для них священников и епископов, кафедры которых размещал не в городах, а в монастырях, считаясь с менталитетом местных жителей. Впоследствии именно монастыри стали центрами христианского просвещения не только Ирландии,но и соседних земель.
Святой Патрик отлично понимал, какие страдания приносит пиратская деятельность. Однажды бритты во главе с Коротиком высадились на побережье Ирландии с обычной целью грабежа и увода людей в рабство. Они напали на одно только что принявшее Крещение племя. Некоторые из них были убиты. Святитель не стал молчать и призвал Коротика к покаянию. Слова праведника услышаны не были. Через несколько месяцев предводитель пиратов сошел с ума и умер в отчаянии.
С какими бы обстоятельствами ни сталкивался Патрик, его ежедневным правилом всегда было прочитывание вслух всей Псалтири с библейскими песнями, а также текстов книг Священного Писания, среди которых была и книга Откровения Иоанна Богослова. Кроме этого каждый час дня святитель сто раз осенял себя крестным знамением, а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался перед ним ниц.
После 30 лет служения в святительском сане, на 80-м году жизни, Патрик Ирландский написал свою знаменитую «Исповедь». Точное время смерти святому было открыто свыше. Перед тем как отойти в вечные селения, он решил объехать все епархии Ирландии. Во время поездки он увидел у дороги куст, который горел, но не сгорал. Когда праведник приблизился к нему, то услышал слова Ангела, возвестившего Патрику, что он будет судить ирландский народ в последние дни.
17 марта 461 г. святой прибыл в местечко Саул, в области Улад (Ольстер). В тот же день он скончался. Согласно преданию незадолго до смерти Патрик посетил святую Бригитту и попросил ее выткать саван. Вскоре бездыханное тело апостола Ирландии завернули в сотканный саван и положили на повозку, которую повезли два диких быка. В том месте, где они остановились, вырыли могилу. Впоследствии оно получило название Даунпатрик.
Дело праведника продолжил его любимый ученик Венигн. Сегодня святитель Патрик является одним из самых известных в мире ирландских святых. С его именем связано множество храмов, а также местных ирландских традиций, давно уже преодолевших границы острова. День святого Патрика празднуют в разных странах, даже существует такая поговорка: «17 марта каждый чувствует себя немного ирландцем».
Андрей Гор
No tags for this post.
 
В сентябре исполняется два года православному центру развития семьи «Семья в радость». Это стало поводом провести 8 сентября в Галерее «Соборная» день открытых дверей семейного движения, рассказать о достижениях центра и поделиться планами на будущее.

Праздник открыл духовник центра «Семья в радость» священник Александр Пчельников, который напомнил простую истину: без здоровой семьи невозможно построить полноценное общество. Руководитель центра Иванна Братусь рассказала о том, что семья должна быть радостной, потому что она — остаток рая на земле, который будет существовать до конца времен.
«Нам уже два, значит, мы умеем ходить, говорить, можем чего-то достичь, — сказала руководитель центра. — День рождения — это всегда ответственный день не только для человека, но и для организации. И сегодня мы хотим немножко рассказать о том, что нам удалось сделать. Будем рады, если вы предложите нам свои идеи».
«Семья в радость» приготовила для своих гостей праздничный концерт, во время которого состоялась презентация программ центра. Его специалисты начинают работать с молодыми людьми, которые только планируют создать семью, и потом помогают молодым супругам на всех стадиях развития их малой церкви.
Центр работает по нескольким направлениям:
«Крепкая семья». Это духовно-просветительские встречи с известными православными пастырями и их семьями. Тема — «Как создать крепкую и любящую семью». Среди участников таких встреч была семья священника Димитрия Прокопенко (отца восьмерых детей), семья священника Николая и матушки Виктории Могильных (родителей восьмерых детей), семья священника Константина и матушки Ольги Курбановых (родителей семерых детей) и другие.
В рамках этого направления каждую субботу в 15:00 в храме в честь Всех святых проходят молебны святым благоверным Петру и Февронии Муромским, после которых будущие супруги проходят собеседование перед венчанием.
«Роды в радость».Это курс подготовки будущих родителей, в котором участвуют психолог, акушер-гинеколог, педиатр, аллерголог, гомеопат и священник.
«Растем вместе». На занятиях этого направления молодые папы и мамы общаются с опытными родителями и педагогами, учатся семейной ответственности и делятся опытом.
А еще центр проводит тренинговые программы для детей и подростков, помогает многодетным семьям, открыл православную психологическую службу и клуб «Рукодельница».
— На момент открытия центра у меня уже был опыт работы в социальных проектах, а также достаточная профессиональная подготовка по психологии, педагогике и практической социальной работе, — рассказала «Церковной православной газете» руководитель центра «Семья в радость» Иванна Братусь. — Но, что интересно, вся моя предыдущая деятельность касалась социальной помощи семье. И я часто спрашивала себя: «Зачем мне было столько учиться? Зачем такая разноплановая практика?». Было желание применить полученный опыт и знания в Церкви. Как раз в этот момент я встретилась с директором Духовно-просветительского центра Кафедрального собора Ксенией Зозулей. С первых дней мы совместно начали работать. Так родился православный центр «Семья в радость».
25 сентября он приглашает на очередную встречу «Как создать крепкую и любящую семью». На этот раз гости Галереи «Соборная» встретятся с известным православным бардом, отцом троих детей, священником Сергием Киселевым. Начало встречи в 19:00.
Православный центр ждет всех, кто хочет научиться искусству счастливой семейной жизни. «Семья в радость» собирает своих единомышленников по адресу: Железнодорожное шоссе, 3, Галерея «Соборная» Духовно-просветительского центра при Кафедральном соборе в честь Воскресения Христова (duhcenter.in.ua, тел.: 044–529–03–59).
Олег Карпенко
No tags for this post.
 
Яндекс.Метрика