From the daily archives: Воскресенье, 10 ноября, 2013
В давние времена, еще до татаро-монгольского нашествия на Русь, на Почаевской горе произошло удивительное событие. Однажды, когда пастухи расположились со своими стадами на горе для ночевки, в блистающем свете явилась им Сама Царица Небесная. В память об этом событии Она оставила след Своей стопы на камне. Вскоре на этой горе стали подвизаться отшельники, а со временем там появился и монастырь, известный сегодня всему православному миру как Свято-Успенская Почаевская Лавра.

В 1675 г. обитель осадили турецко-татарские войска. Стены монастыря были укреплены слабо и выдержать осаду пятидесятитысячного войска они долго бы не смогли. Тогда все, кто успел спастись за стенами обители, в едином порыве обратились за помощью к Божией Матери. Перед Почаевской чудотворной иконой стали непрерывно читать акафист. На третий день на небе расступились тучи и над собором в блестящем сиянии, окруженная Ангелами, явилась Сама Пресвятая Дева Мария. Увидев Ее, татары ужаснулись и стали стрелять из луков в Божию Матерь, но стрелы возвращались и поражали стрелявших. Напуганные войска в панике бежали от стен обители.
Во время чудесного явления рядом с Божией Матерью на небе можно было разглядеть инока, который в молитве был обращен к Пресвятой Деве. Это был преподобный Иов. Он скончался незадолго до описанных событий, в 1651 г., прожив сто лет.
Еще в отроческом возрасте святой был призван на монашеское служение. В возрасте 10 лет он поступил в Угорницкий монастырь и в 12 лет был пострижен в мантию с именем Иов. Там же праведник принял иерейский сан, а в тридцать лет — великую схиму с именем Иоанн.
По просьбе князя Константина Острожского преподобный перешел в Дубенский монастырь, и стал его настоятелем. Много времени уделял он написанию книг в защиту Православия. Со временем, стремясь к уединению, Иов вернулся в Почаевскую обитель, но и здесь был избран настоятелем.
Для уединенной молитвы праведник удалялся в пещеру. От частых коленопреклонных стояний у Иова на ногах открылись раны и обнажились кости. Известно также, что святой был делателем непрестанной Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, — повторял он, — помилуй мя, грешнаго». Однажды ночью монах по имени Досифей оказался рядом с пещерой, где в это время молился преподобный. Вдруг он увидел, как вся пещера наполнилась небесным светом, который ярко светил на протяжении двух часов. Сам же Досифей, объятый страхом, приник к земле.
В 1596 г. в Речи Посполитой, на территории которой находился Почаевский монастырь, была принята Берестейская уния, согласно которой все живущие в этой стране православные должны были исповедовать католическое вероучение и стать членами униатской греко-католической церкви, признав главенство папы римского. Начался период гонений на Православную Церковь.
Чтобы духовно укрепить братию Почаевского монастыря, помещица Анна Гойская подарила обители чудотворную икону Божией Матери, доставшуюся ей от греческого митрополита Неофита, который останавливался в ее поместье. Однако после смерти помещицы ее наследник Фирлей, будучи лютеранином, отобрал у обители земли и чудотворную икону. Но святыню вскоре вернул, так как его жену постигло Божие наказание после совершенного ею кощунства над образом. А незадолго до кончины преподобного Иова земли снова стали принадлежать монастырю. В 1629 г. святой Иов участвовал в Киевском соборе, постановившем твердо стоять за Православие. Скончался праведник в 1651 г. А уже через восемь лет, после трехкратного явления Иова Киевскому митрополиту Дионисию, были торжественно открыты мощи преподобного, прославившиеся многими исцелениями.
Подготовил Андрей Гор
 
У внимательного читателя Священного Писания рано или поздно возникает желание ознакомиться с земным, историко-географическим измерением библейского повествования. Какими данными располагает современная библейская археология, отыскивающая реальные места событий ветхозаветной истории? Какие сведения доносят до нас эпиграфические памятники древности? Знания, кропотливо добываемые учеными всего мира, делают наше прочтение Библии более полным и глубоким, и персонажи библейских повествований становятся ближе, реальней.

«Очень важно читать Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета, творения святых отцов на языке оригинала, — рассказывает автор книг и публикаций по истории Святой Земли и древнееврейской палеографии протоиерей Олег Скнарь. — Для этого, безусловно, необходимо усилие, без которого невозможно осмысленно погрузиться в мир Писания. Разумеется, искренне верующий человек может духовно насыщаться Библией и без знаний методов экзегезы, методов текстуальной, литературной, исторической критики, но эти знания действительно помогают глубже проникнуть в смысл Священного Писания».
Автор вышедшей в этом году книги «Записки библеиста», увлеченно исследующий наиболее полемические вопросы библейской истории, доказывает: погружение в мир библейских реалий может стать увлекательным приключением. «Выход в свет новой книги священника Олега Скнаря, учитывая возрастающий интерес молодежи к духовным истокам нашей истории, является своевременным и, я бы сказал, давно ожидаемым, — делится своими впечатлениями о новом издании член-корреспондент НАН Украины Станислав Довгий. — Написанная живо, увлеченно и в то же время глубоко профессионально, эта книга в полной мере может быть рекомендована как вспомогательное учебное пособие для студенческой молодежи, а также для всех, кто интересуется историей зарождения мировых религий».
***
По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира Календарная комиссия УПЦ и Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ издали «Указания к богослужениям на 2014 год».
«Указания…» — официальное издание УПЦ — описывают подробный порядок совершения богослужений на каждый день церковного года. При составлении издания главное внимание уделялось предписаниям Типикона и празднованию дней памяти особо почитаемых святых Украинской Православной Церкви.
По вопросам реализации обращайтесь в Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ по тел.: (044) 255–12–49.
***
Вышла в свет монография выдающегося патролога Сергея Леонтьевича Епифановича «Преподобный Максим Исповедник, его жизнь и творения» в двух томах. Магистерская диссертация С. Л. Епифановича до сих пор является одним из самых подробных и обстоятельных исследований о преподобном Максиме Исповеднике. Долгое время труд киевского патролога был недоступен читателю.
Новое издание, осуществленное по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, подготовлено и опубликовано Киевской духовной академией совместно с Издательством Олега Абышко (Санкт-Петербург) в рамках подготовки к грядущему 400-летию Киевских духовных школ. Книга будет интересна патрологам, богословам, философам, историкам, преподавателям и студентам высших светских и духовных учебных заведений.
 
Современное информационное общество давно вынесло приговор традиционной литературе на бумажных носителях. О том, что исчезновение печатных книг, газет и журналов — вопрос времени, говорят теперь не писатели-фантасты, а эксперты медиа-бизнеса и журналисты.

Уже сейчас для многих читателей электронные библиотеки в сети интернет намного актуальнее любой крупной научной библиотеки. С таким положением дел не хотят мириться в Киевской епархии УПЦ. В нескольких столичных храмах начали возрождать приходские библиотеки и пропагандировать среди своих прихожан культуру чтения.
Об этой инициативе рассказали участники конференции «Церковные библиотеки как центр духовно-просветительской жизни прихода», которая состоялась 28 сентября в храме во имя преподобного Феодора Освященного («Киевский Иерусалим»).
Встречу открыл председатель отдела религиозного образования и катехизации Киевской епархии протоиерей Сергий Бойко. Он зачитал участникам приветственное слово Блаженнейшего Митрополита Владимира. «Задача православной библиотеки — помочь разобраться в информационном пространстве, дать квалифицированный совет в выборе необходимой духовной литературы», — говорилось в поздравлении Предстоятеля.
Директор библиотеки Киевского национального университета строительства и архитектуры Наталия Хлебченко, которая руководит и библиотекой храма во имя преподобного Феодора Освященного, рассказала, что ее деятельность при храме сродни миссионерской. Библиотекарь в церкви может заниматься малой катехизацией, помогать в работе с молодежью и детьми, считает она. Приходскую библиотеку Наталия Хлебченко рассматривает как универсальный духовный оазис, навигатор в информационном пространстве, подспорье в миссионерском и образовательном служении прихода. Православный читальный зал вполне может стать полноценным духовно-просветительским центром, аккумулирующим внебогослужебную жизнь общины. Здесь можно проводить лекции, творческие встречи, праздничные мероприятия.
Наталия Хлебченко обратила внимание и на терапевтический эффект от посещения библиотеки. «Когда человек приходит в библиотеку, он попадает в мир тишины и глубоких смыслов, он успокаивается, — рассказывает книговед со стажем. — И поэтому нужно обязательно обращать внимание на комфортные условия для читателей и библиотекарей. Посетитель должен иметь возможность побыть один на один с книгой».
Наталия Хлебченко предложила практический алгоритм создания приходской библиотеки, включающий три этапа: выделение помещения, создание материально-технической базы (мебель, стеллажи, компьютерная и библиотечная техника), подбор кадров и формирование фонда литературы.
Для правильного понимания места и роли православной библиотеки в духовно-просветительской жизни прихода необходимо понимать, какие задачи должна ставить сегодня перед собой церковная община, считает сотрудник Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства священник Андрей Кудрявцев. В своем докладе он отметил, что приходский библиотекарь сегодня должен стать в первую очередь миссионером, несущим свет Христов в современный мир.
Священник привел информацию Интерактивной базы данных международной статистики (www.nationmaster.com), согласно которой самой читающей страной в мире является Ирландия, где издается 65 544 книги на 1 млн человек, в России этот показатель составляет 245 книг, а в Украине — 126 книг. Это свидетельствует о скрытом потенциале развития издательского дела на постсоветском пространстве.
В то же время отец Андрей напомнил, что компьютер уже давно стал самым популярным средством представления информации, оттеснив кино, телевидение, радио и полиграфию. «Важно отметить, что за последние 50 лет роль информации на бумажных носителях (книги, журналы, газеты) уменьшилась в три раза, и эта тенденция сохраняется, — отметил докладчик. — Безусловно, печатная продукция в ближайшее время не будет совсем вытеснена из жизни человека. Скорее всего, она займет небольшую фиксированную нишу в ряду других источников информации. Но ясно одно — сворачивание культуры использования печатного слова уменьшит и авторитет книги как источника информации, знаний и мировоззрения».
Отец Андрей рассказал о теории информационных барьеров, разработанной киевским академиком Виктором Глушковым. Она символизирует противоречие между информационными запросами общества и техническими возможностями их обеспечения. Первый барьер ограниченности мозга как хранилища необходимых знаний человечество преодолело, научившись фиксировать свои знания на твердых носителях, что привело к возникновению письменности. Второй барьер ограниченности распространения уже имеющихся знаний был преодолен с изобретением книгопечатания. С третьим барьером ограниченности человеческого мозга для восприятия и переработки огромных объемов информации цивилизация справилась с помощью компьютера.
Преодоление каждого барьера неизменно сопровождается глобальными социальными, политическими и экономическими изменениями. И сейчас мы стоим на пороге таких глобальных метаморфоз, которые затронут все аспекты человеческого существования.
В результате своего анализа отец Андрей пришел к выводу, что приходская библиотека как хранилище информации сегодня обречена на неудачу. Крайне важно искать такие формы, которые позволят библиотекам стать центрами культурной жизни и просветительской миссии Церкви.
О своем опыте успешного функционирования приходской библиотеки рассказали прихожанки храма в честь Рождества Христова (на Оболони): преподаватель детской воскресной школы Неонила Ворсина и библиотекарь Виктория Зотова.
Участники конференции говорили о принципиальном различии чтения электронных книг и печатных изданий. Традиционную книгу невозможно заменить компьютером, ридером или планшетом, потому что это абсолютно различные уровни работы с информацией. Кроме того, бумажный носитель знаний позволяет эффективнее усваивать информацию.
В результате работы форума было решено создать Духовно-просветительский методический центр библиотек Украинской Православной Церкви и обратиться к Священному Синоду УПЦ с просьбой подготовить специалистов библиотечного дела и укрепить материально-техническую базу церковных библиотек.
Олег Карпенко
 
30 сентября — 4 октября в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и по приглашению наместника обители митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, состоялся VIII Фестиваль СМИ православных. Основная тема очередного медиафорума — «Система обучения и повышения квалификации сотрудников епархиальных пресс-служб и епархиальных журналистов».

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ОТКРЫТИЕ
Открытие VIII Фестиваля СМИ православных состоялось 30 сентября, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Церемонии открытия предшествовал молебен на начало доброго дела, который возглавил Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.
Затем прозвучало видеобращение Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира к организаторам, участникам и гостям форума. Собравшихся приветствовал митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, отметивший, в частности, что Фестиваль СМИ православных — это событие не только для самих средств массовой информации, но и для всей Церкви, и, во многом, именно от православных журналистов зависит то, как будут говорить о нашей Церкви и о нашей вере.
Со словами приветствия к представителям православных СМИ также обратились: митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, пожелавший православным журналистам сочетать профессиональные качества с духовными приоритетами; советник Президента Украины — руководитель Главного управления Администрации Президента Украины по вопросам гуманитарного развития Юрий Богуцкий; народный депутат Украины Петр Порошенко; руководитель «Inter Media Group» Анна Безлюдная; генеральный директор Национальной радиокомпании Украины Тарас Аврахов; генеральный директор Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Любомир Михайлина; интернет-маркетолог, эксперт в области управления репутацией в Сети Борис Тизенгаузен. Председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви протоиерей Георгий Коваленко в рамках церемонии открытия представил проекты Отдела и программу работы Фестиваля.
Перед открытием медиафорума его участники посетили лаврское кладбище, где епископ Обуховский Иона возглавил заупокойную литию по архимандриту Лонгину (Чернухе, † 7 августа 2013 г.), постоянному участнику и одному из вдохновителей предыдущих фестивалей СМИ православных. На самой же церемонии открытия был продемонстрирован подготовленный специально к VIII Фестивалю небольшой фильм об отце Лонгине. Небольшой, но очень теплый…
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Второй (он же — первый рабочий) день Фестиваля начался с презентации нового официального портала Украинской Православной Церкви — CHURCH.UA. Над ним работал коллектив Сети православных сайтов Prihod.ru. Главная цель создания нового масштабного медиапроекта — формирование единого информационного пространства Украинской Православной Церкви.
В комментарии для «Церковной православной газеты» председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко рассказал о портале CHURCH.UA следующее: «Мы хотим создать единую систему, которая бы отражала реальную церковную жизнь в интернете, по принципу: “один объект в реальности — один объект в интернете”. Более того, мы хотим связать эти объекты в единую сеть под одним, понятным для каждого человека, доменным именем (CHURCH.UA). Из наименования портала очевидно, что речь идет о Церкви Украины. И к этой Церкви принадлежат епархии (мы зарезервировали имена для каждой из них), епископы, монастыри, приходы.
Кроме того, мы создаем web-атлас Церкви, “привязывая” все объекты к картам Яндекса. Причем хотим «привязать» к картам не только объекты, но и церковную деятельность, ведь необходимо создавать карту воскресных школ, карту больничных храмов, карту тюремных храмов и т. д. Необходимо, обеспечив профессиональную техническую поддержку и упростив в масштабах всей Церкви сам способ создания приходского, епархиального или монастырского сайта (что как раз и позволяет осуществить новый портал), представить в сети всю каноническую структуру Церкви.
При этом наполнение епархиальных сайтов будет администрироваться на общецерковном уровне, а сайты приходов — контролироваться на уровне епархиальном. То есть речь идет о целой системе администрирования и системе обмена информацией, в рамках которой, например, новость с приходского сайта может попасть, если она того заслуживает, в главную ленту церковных новостей или на епархиальный сайт».
После презентации нового представительства Украинской Православной Церкви в интернете состоялся мастер-класс «Создание редакционной сети СМИ», в рамках которого главный редактор сайта «Сегодня.ua» Светлана Панюшкина и заместитель главного редактора газеты «Вести» Галина Коваленко рассказали о том, как построена работа в массовых всеукраинских СМИ, в частности о взаимодействии центральной и региональных редакций.
Следующим событием Фестиваля был круглый стол «Будущее церковных СМИ: форматы и тенденции». Его участники говорили не столько о новых технологиях, сколько «о смыслах». Так, например, одним из тезисов выступления ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» Сергея Чапнина были слова о том, что «мы, православные христиане XXI века, редко говорим о будущем, нас все больше привлекает прошлое; мы говорим о традициях, о том, как духовная жизнь строилась в прежние века, и этим радикально отличаемся от христиан ранней Церкви, которые жили ожиданием встречи со Спасителем, были устремлены в жизнь будущего века».
О евангельской устремленности в будущее говорил в своем выступлении и председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда, по словам которого «смысл Евангелия не в том, каким человек был, и даже не в том, каким человек есть, а в том, каким он может стать. И этот акцент должен быть сделан в проповеди церковной и в наших СМИ». Кроме того, по мнению Владимира Легойды, православные журналисты должны понимать, что современный человек ищет во всем практической пользы для себя, и потому наши СМИ должны быть близки к человеческим проблемам, к тому, что человека волнует и радует.
В свою очередь, протоиерей Георгий Коваленко заметил, что мы должны смотреть на те или иные события с точки зрения вечной правды. В работе круглого стола также принял участие епископ Обуховский Иона, отметивший, что работа православных СМИ — для тех, кто заинтересован в нашей информации, доброжелательно к нам относится, и не следует мимикрировать под тех, кому «нужно» понравиться, как не следует и пытаться конкурировать со светскими СМИ.
После круглого стола «Религиозная тематика в СМИ. Конфессии в медиапространстве», в котором приняли участие известные в Украине светские религиоведы, состоялся круглый стол «Какой должна быть система подготовки священнослужителей к сотрудничеству с современными медиа и реализации церковных медиапроектов» с участием Управляющего делами УПЦ, ректора Киевской духовной академии и семинарии митрополита Бориспольского и Броварского Антония, выступившего перед участниками Фестиваля с докладом (см.: с. 10–11). Его Высокопреосвященство в частности отметил: «Если мир говорит на языке СМИ, то и мы должны в совершенстве владеть этим языком. Не для того чтобы стать частью мира, но для того чтобы мир нас услышал. И мы должны быть в диалоге со всеми, чтобы спаслись хотя бы некоторые».
Завершился второй день работы медиафорума мастер-классом «Ожидания светских СМИ от церковных пресс-служб» с участием главного редактора газеты «Сегодня» Ольги Гук, шеф-редактора «5 канала» Владимира Мжельского и корреспондента ICTV Дарки Олифер.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Третий день Фестиваля начался с мастер-класса «Успешные форматы православных радиопрограмм на светском радио: опыт и перспективы». Своим опытом в этой сфере, в частности, поделились главный редактор радиопрограммы «Православие в Украине» протодиакон Николай Лысенко, заместитель директора «Украинского радио» Геннадий Ракуленко, а также автор и ведущий радиопрограммы «Благовест» Владимир Татаренко. Как можно было понять из этих выступлений, среди главных рецептов успешности «наших» программ на светском радио — их диалогичность и язык, понятный невоцерковленному слушателю.
После небольшого, но динамичного обучающего семинара, проведенного командой Сети православных сайтов Prihod.ru для администраторов епархиальных сайтов на портале CHURCH.UA, состоялся круглый стол «Семейные ценности: проблемы, мифы, реалии. Политика государства и отображение в СМИ». Главным спикером выступил Уполномоченный Президента Украины по правам ребенка Юрий Павленко, который, в частности, изложил некоторые тезисы Национальной стратегии профилактики социального сиротства до 2020 г., а также сообщил о возможном принятии государством решения о защите детей от вредной информации.
Одним из самых интересных событий фестиваля стал мастер-класс «Формат ток-шоу на телевидении: есть ли в нем место священнослужителям» с участием главного редактора телеканала «Интер» Антона Никитина, протоиерея Александра Акулова и игумена Валериана (Головченко). Протоиерей Георгий Коваленко, модерировавший большую часть фестивальных событий, в данном случае выступил также как эксперт-практик, то есть священнослужитель с немалым опытом участия в телевизионных ток-шоу.
Завершился третий день работы Фестиваля презентацией проекта «Создание телевизионного справочника “Монастыри Украины”», которую провели составитель одноименного книжного издания Владислав Дятлов и режиссер Елена Каретник, озвучившая идеи по «переводу» книги в телевизионный формат.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
В четвертый день Фестиваля состоялся «парад» презентаций. Свои медиапроекты представили Кировоградская, Вознесенская, Горловская, Одесская епархии, Макаровское викариатство Киевской епархии УПЦ. Телекомпания «Орбита» (г. Красноармейск Донецкой области) презентовала программу «Простые истины», создатели которой пытаются рассказать своим зрителям об основах Православной веры на доступном языке.
Православный женский журнал «Самарянка» представил два проекта, ориентированных, прежде всего, на светскую молодежь: передвижную фотовыставку «Семья: формула любви» и творческую гостиную, в рамках которой, например, обсуждалась такая тема, как актуальность творчества Пушкина в XXI в. Участники Фестиваля также узнали о деятельности Центра святого Климента «Общение и диалог культур», Православного мобильного портала и Всеукраинского апологетического центра во имя святителя Иоанна Златоуста.
О просветительском и образовательном проекте «Радио “Образ”» рассказала его шеф-редактор Анастасия Иванова (г. Нижний Новгород), сообщившая, в частности, об интересном опыте распространения через церковные лавки и в рамках благотворительных акций радиоприемников, настроенных только на частоту радиокомпании. О проектах 2013 г., реализованных журналом «ФОМА в Украине», рассказали главный редактор издания Антон Никитин и его заместитель протодиакон Александр Карпенко. Речь шла об участии журнала в создании телевизионного сериала «Святые и праведники XX века» и документального фильма «Крещение», а также в организации выставки «X веков Православия. История православной Руси в ликах ее святых».
Кроме медиапроектов, в рамках Фестиваля также были представлены: новые книги Издательского отдела Украинской Православной Церкви; современное переиздание «Азбуки» Елизаветы Бём; фильм «Лука» о святителе Луке (Войно-Ясенецком), премьера которого состоялась 11 октября, в день открытия ХІ православного фестиваля кино «Покров» (см.: с. 14); информационно-просветительская деятельность Паломнического центра Украинской Православной Церкви.
Еще одним событием этого дня стала встреча участников Фестиваля СМИ православных с наместником Киево-Печерской Лавры митрополитом Вышгородским и Чернобыльским Павлом. Его Высокопреосвященство рассказал о сегодняшнем дне древней обители и ее насельниках, о монашестве как особом призвании, а также о некоторых проблемах современной монастырской жизни.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ. ЛИТУРГИЯ
4 октября, в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и воспоминания обретения мощей святителя Димитрия Ростовского (1752), общей молитвой в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры VIII Фестиваль СМИ православных завершился. Служение Литургии возглавил наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел. Его Высокопреосвященству сослужили участники медиафорума в священном сане; молились за Литургией и другие участники Фестиваля. По завершении богослужения митрополит Павел преподал его участникам благословение на дальнейшие труды во славу Святой Церкви.
Святитель Димитрий, память которого совершалась в этот день, почитается как человек, который «весь ум пленил <…> в послушание веры». Не к тому ли должны стремиться и сотрудники православных СМИ?..
Подготовил Михаил Мазурин
 
Каждое воскресенье, в храме Божием, за Литургией, после чтения евангельских стихов данного дня, верующие слушают проповедь, разъясняющую смысл и значение прочитанного отрывка Священного Писания. И каждый день перед Евангелием читаются отрывки из посланий апостолов — Петра, Павла, Иакова… Апостольские слова так же назидательны и содержат сокровенный дух мудрости, передаваемой от апостолов к нам, от сердца к сердцу.

Но, к сожалению, проповедь воскресных дней редко касается тем, звучащих в апостольских посланиях. Мы предлагаем вниманию наших читателей проповедь на апостольское чтение 17-й недели по Пятидесятнице, которая в этом году приходится на 20 октября.
Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс. 8: 5) — воскликнул некогда псалмопевец Давид, размышляя о месте человека в Божием творении. И далее, как бы отвечая на вопрос, добавил: не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его (Пс. 8: 6).
Красивы и вдохновенны слова пророка. Но о какой славе говорит он, о какой чести?
Участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах (Еккл. 3: 19–20). Этот убийственный приговор человечеству изрек сын царя Давида — Соломон, мудрейший из людей.
Где же здесь «слава и честь»? Неужели сын противоречит отцу? Разве не одним и тем же Духом были рождены их слова?
Одним. Только Соломон говорил о настоящем, а Давид пророчествовал о будущем. Сын видел перед собой ветхого Адама, отец — Нового. Взглядом, проницающим тысячелетия, Давид предзрел великую славу вочеловечившегося Бога.
Исполнение пророчества царя Израиля мир обрел в Рождестве Нового Адама, Иисуса Христа. Это событие, расколовшее историю человечества надвое, сделало возможным то, о чем прежде не говорил никто и никогда. Исполнившись Духа Святого, апостол Павел возвестил всему человечеству: вы храм Бога живого (2 Кор. 6: 16).
Удивительно Священное Писание! В короткой фразе, как во вспышке молнии, может быть сконцентрирована великая сила. Таковы и эти слова. Пожалуй, они — главные в сегодняшнем апостольском чтении.
Действительно, христианский взгляд на человека как на храм Божий стал возможен только после Боговоплощения. Рождество Сына Божия от Девы подарило человечеству подлинную славу и честь: восстановление изуродованного грехом образа Божия — и радость богосыновства. Бог стал человеком — и человек стал храмом. До этого человек считался либо никому не нужным творением злого бога (в дуалистических религиях востока), либо жалким трупоносцем (в античной мысли). Придя на землю, Творец вселенной изгнал из храма (т. е. из человека) торговцев (духов злобы поднебесных (Еф. 6: 12)) и провозгласил на все века: дом Мой домом молитвы наречется (Мф. 21: 13). Отныне в человеческом теле может обитать Бог.
Человек как храм Божий — это тайна, корнями уходящая в тайну богочеловечества Христа. Не пришел бы Он, мы так и остались бы вечно мучающимися существами, не понимающими ни себя, ни мира. Все таланты и способности, с которыми рождается человек, во все дни жизни нашей были бы пятью хлебами и двумя рыбами, не умноженными благодатью. Но пришел Он, благословляющий человеческое естество, небесный Архиерей, исцеляющий и освящающий всего человека, и с Его приходом стали возможны слова: вы храм Бога живого.
Но как понять это? Как я, человек грешный, могу быть храмом? Был Храмом Господь Иисус, ибо Его безгрешное Тело соединялось с Божеством. Была Храмом Пречистая Дева, ибо Она Его, Иисуса, носила в Себе. Но я, но мы все? Какие мы храмы? Проснувшись, мы говорим Богу в утреннем правиле: «Благодарим Тя, якo не погубил еси нас со беззаконьми нашими»; ложась спать, читаем: «Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша». Грешим ночью, грешим днем… Что же такое говорит святой Павел: вы храм Бога живого?
Мы не ответим на это. Что мы? Ответит Господь — через слово Свое, пронизывающее тысячелетия и достигающее нас. Тайны Писания открывает само Писание. Попытаемся понять, как сама Библия объясняет сегодняшние слова апостола.
Прежде всего, давайте вспомним, что такое храм в библейском понимании. Ветхий Завет говорит о храме как о специальном здании для совершения богослужения. Ветхозаветное богослужение не совершалось без жертвы. Жертвами были разные животные (козлы, тельцы, овны) либо же приношения хлебные (мука или лепешки с елеем и солью). Храмовая жертва не могла совершиться без священника.
Однако в ветхозаветных пророческих текстах можно увидеть множество таинственных предуказаний на будущие жертвы, имеющие духовную природу. Жертва Богу — дух сокрушенный (Пс. 50: 19); воздеяние рук моих — как жертва вечерняя (Пс. 140: 2); принеси в жертву Богу хвалу (Пс. 49: 14); приносите жертвы правды (Пс. 4: 6); благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих (Пс. 118: 108). Смысловой контекст этих фраз, вплетенных в витиеватую канву мессианских пророчеств Псалтири, свидетельствует о времени исполнения их с приходом Мессии, т. е. Христа. Об этом же, по мнению многих толкователей, говорит загадочное надписание многих псалмов: «в конец».
Откроем Новый Завет. Апостол Петр пишет: сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1 Пет. 2: 5). Какие же это духовные жертвы? В Послании к Евреям Павел призывает: итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его (Евр. 13: 15). Вот исполнение пророчеств Давида! Через Него, т. е. через Иисуса Христа, наше хваление Бога становится настоящей, духовной жертвой, прославляющей имя Его.
Подобно тому огню, что непрестанно горел в скинии, мы можем и должны непрестанно приносить Богу жертву хвалы. А вот и еще пишет Павел: не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр. 13: 16). Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Рим. 12: 1); писал вам, братия… по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия (Рим. 15: 15–16). Вот они, наши новозаветные жертвы: хваление Бога, благотворение, общительность, святость тела и подвиг благовествования! А с ними — и другие духовные добродетели, которые, если творятся во имя Христово и в Духе Святом, становятся новыми, приятными для Бога жертвами, «в воню благоухания духовнаго».
Необходимо заметить, что святоотеческий духовный опыт, воплотивший Евангелие в жизни, в точности подтверждает апостольские слова. Прекрасно пишет об этом преподобный Максим Исповедник: «Святая церковь Божия есть человек; алтарь в ней представляет душу, божественный жертвенник — ум, а храм — тело. Потому что церковь является образом и подобием человека, созданного по образу и подобию Божию». О том, что эти слова есть не просто слова, можно убедиться, раскрыв жития святых. Жизнь каждого святого — это богослужение.
Вот, дорогие христиане, посмотрите, какую высокую задачу ставят нам Писание и святоотеческая мысль! А это именно задача — не будем понимать сегодняшнее чтение так плоско и примитивно, как протестанты, не стесняющиеся заявлять каждый о себе: «я храм Божий, во мне живет Дух Святой»… Да, после обретения веры и Крещения мы становимся храмами — но потенциально, при условии сохранения веры и жизни по ней. Храм еще нужно построить — на основании, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3: 11).
Фундамент заложен апостолами, но строить предстоит нам. А перед тем как возводить храм, нужно ниспровергнуть многих идолов, главный из которых — великий идол по имени «я». Нужно потрудиться в покаянии, потому что покаяние изменяет сознание человека (поэтому и произносим мы покаянные молитвы утром и вечером). Нужно приобщиться к источнику благодати, который есть Церковь. Все это входит в непростую, всежизненную работу по устроению сердца — алтаря, души — пространства храма, тела — притвора церковного.
Пусть же в этой работе воодушевят и укрепят нас услышанные сегодня слова Писания, которые есть сила Божия ко спасению всякому верующему (Рим. 1: 16). Для этого и читаем мы на службе слово Божие, и говорим о нем, — для укрепления и воодушевления на пути исполнения заповедей. Поработаем же Богу, созидая из нас самих святой храм для Него, и да исполнятся на нас сегодняшние слова апостола, сказанные ко всем нам: вы храм Бога живого. Аминь.
Сергей Комаров
 
Яндекс.Метрика