From the daily archives: Вторник, 26 ноября, 2013
Когда арабы напали на Раифскую обитель, расположенную на Синайском полуострове, преподобный Нил находился высоко в горах. Он стал свидетелем жестокой расправы над отшельниками. Кочевники умертвили большую часть монахов, а остальных забрали в плен. Среди последних оказался и сын святого — Феодул. Оплакав погибших, Нил не находил себе места, думая о судьбе своего сына и сподвижника. Вскоре он узнал о подробностях горького пребывания Феодула в плену у язычников, которые собирались принести его в жертву утренней заре.

Однако недолго томилось сердце праведного пустынника. Через несколько дней стало известно, что жертвоприношение не состоялось, его сын жив и был продан епископу г. Элуза. Когда Нил нашел Феодула, тот уже готовился принять сан священника. Узнав о жизни и подвигах его отца, владыка предложил и ему принять иерейский сан. После совершения Таинства епископ подготовил подвижникам новое место служения в своей епархии, но отец и сын попросили отпустить их на прежнее место подвигов. Получив архипастырское благословение, преподобные Нил и Феодул отправились на гору Синай, где прежде много лет служили Богу в посте и молитве.
Преподобный Нил был уроженцем Константинополя, происходил из знатной семьи и получил блестящее по меркам того времени образование. Как-то Нил оказался по делам в Антиохии Сирийской. Там он познакомился с деятельностью святителя Иоанна Златоуста, который на тот момент был священником и нес послушание главного проповедника города. Некоторое время Нил, как и множество благодарных антиохийцев, внимал словам благодатного оратора.
Однако вскоре он покинул город и выехал в столицу, где ему предложили занять высокую должность префекта Константинополя. В его обязанности входили организация и контроль всей громадной системой жизнеобеспечения этого мегаполиса. Став префектом, Нил оказался в тесных отношениях с императорским двором и лично с василевсом. На то время он уже был женат и имел двоих детей. Тем не менее обманчивый блеск придворной жизни, постоянные интриги, алчность и жажда власти имперских сановников привели праведника к мысли о том, что «мир лежит во зле» и что в нем сложно отыскать правду и справедливость.
По обоюдному согласию супруги решили оставить мир со всеми его призрачными благами. Нил взял с собой сына Феодула и направился на Синай, где они вместе выкопали пещеру и стали вести отшельнический образ жизни, питаясь дикими растениями. Жена преподобного направилась в Египет, где вместе с дочерью приняла монашеский постриг.
Нил оставил мир, но не избегал общения с людьми. Поскольку праведник был хорошо знаком с особенностями внутренней жизни двора, то к нему обращались за советом и просьбами помолиться чиновники самого высокого ранга и даже сам император Аркадий. До нас дошли некоторые письма преподобного, в одном из них он ясно высказался против гонений на Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста. Святой Нил прославился и как автор богословских трактатов, а также работ нравственного и аскетического содержания.
Праведник подвизался в пустыне почти 60 лет и скончался около 450 г. После смерти его сподвижника, сомолитвенника и сына — пресвитера Феодула — честные тела обоих подвижников, по инициативе императора Иустина Младшего, были перенесены в Константинополь — в храм в честь Святых апостолов.
Подготовил Андрей Гор
 
Небольшой греческий остров Парос известен уникальными месторождениями мрамора, качество которого признано во всем мире. Однако не только камень прославил эту землю. Начиная со второй половины IX в. Парос стали упоминать как место, где жила и скончалась Божия угодница Феоктиста. Мир, может, и не узнал бы о ее подвигах, если бы однажды на остров не забрели охотники. Высадившись на берег, они занялись поиском добычи. Один из них настолько увлекся погоней, что незаметно для себя забрел далеко в глубь острова.

Через некоторое время он увидел заброшенный христианский храм. Охотник зашел в него, чтобы помолиться. Когда же он произнес последние слова молитвы, то увидел за густой паутиной в полутемном углу, недалеко от святого престола, нечто похожее на человеческую фигуру. Пришелец подошел ближе, однако послышавшийся голос остановил его: «Стой, человек, не ходи дальше, мне стыдно, потому что я — нагая женщина». Охотник подал ей свою верхнюю одежду. Вскоре он увидел перед собой пожилую женщину с изможденным лицом, которая рассказала ему, кто она и как ее зовут.
Преподобная Феоктиста родилась в г. Мифимна и очень рано стала сиротой. Родственники отдали девочку на воспитание в местный монастырь. Со временем Феоктиста полюбила богослужения, пост и непрестанную молитву, выучив многие славословия наизусть. В 846 г., когда праведнице исполнилось 18 лет, игумения благословила ей покинуть обитель и навестить свою родную сестру на Пасху.
После богослужения святая осталась отдохнуть у сестры. В ту ночь селение подверглось нападению разбойников, схвативших многих жителей и увезших с собой на кораблях. Среди тех пленников была и Феоктиста. Чтобы пересчитать «добычу» и определить стоимость каждого для последующей продажи, корабли бросили якорь у безлюдного острова Парос. В один из удобных для побега моментов Феоктиста бросилась бежать и смогла ускользнуть от погони, скрывшись в глубине острова.
Вскоре девушка нашла руины христианского храма в честь Пресвятой Богородицы, которые стали ее новым домом. Она провела там 35 лет, творя непрестанную молитву, а свои телесные силы подпитывала семенами подсолнуха. Однако за все время пребывания на острове праведница так ни разу и не причастилась Святых Христовых Таин.
Окончив рассказ, Феоктиста попросила охотника привезти ей сосуд с частицей Святых Таин, если он еще когда-нибудь окажется в этих местах. Прошел год, и пришелец исполнил ее просьбу. Опустившись на колени на середине храма, подвижница после слезной молитвы приобщилась Тела и Крови Христовых. На следующий день охотник обнаружил в храме мертвое тело преподобной и с благоговением перенес ее останки в неглубокую могилу.
Понимая, что перед ним находится великая Божия угодница, он дерзнул отделить от ее тела руку, чтобы взять с собой в качестве святыни. Сев на корабль, охотники отправились в путь. Поднявшаяся ночью буря носила корабль по волнам. Под утро, когда море утихло, путники вдруг обнаружили, что их корабль находится на том самом месте, где был и вчера, перед тем как отправиться в плавание.
Тогда охотник рассказал историю об подвижнице, долгое время служившей Богу на острове на месте заброшенного храма. Выслушав его до конца, все единодушно решили приложиться к мощам праведницы. Однако, когда могилу раскопали, тела преподобной Феоктисты в ней уже не оказалось.
Подготовил Андрей Гор
 
Тела трех мужчин привязали к деревянным брусьям и стали избивать плетьми. Прошло время, и утомленные палачи отдали орудия пыток другой смене, а сами отошли в сторону, чтобы отдохнуть. На спины страдальцев посыпались новые хлесткие удары, однако за все это время мученики не издали ни одного звука, ни одной мольбы о пощаде. Персидский царь Сапор II, отдавший своих придворных на страдания, так и не дождался от них отречения от Христа как Истинного Бога. Пребывая в крайнем напряжении и ожидании, правитель даже потерял сознание.

Когда собравшиеся вокруг царя посчитали его умершим, святые Акиндин, Пигасий и Анемподист — а именно они претерпевали мучения — воззвали к Богу, и к Сапору вернулась жизнь. Обвинив этих своих бывших чиновников в колдовстве, царь продолжил их мучения…
Акиндин, Пигасий и Анемподист были тайными христианами. Когда по всей своей обширной стране Сапор инициировал гонения на Церковь, завистники выдали их правителю. Так они предстали перед повелителем Персии. Исповедав веру в Пресвятую Троицу, Акиндин, Пигасий и Анемподист подписали себе смертный приговор. После истязаний плетью Сапор отправил исповедников на новые муки.
Их подвесили над костром так, чтобы страдальцы скончались от удушья. Но и в этот раз правитель не достиг своей цели, и вскоре он уже стоял в полной растерянности рядом с мучениками, пытаясь понять, как им удалось сбросить с себя веревки и погасить огонь. Не удовлетворившись их ответом о всемогуществе Христа, царь пришел в ярость и начал хулить Имя Господне. Тогда святые возгласили: «Да будут безгласны твои уста» — и правитель онемел.
В панике Сапор стал жестами объяснять, чтобы исповедников отвели в тюрьму, но никто так и не смог понять его. Царь в ярости сорвал с себя облачения, начал рвать на себе волосы, бить себя по лицу. Святой Акиндин пожалел его и Именем Господа разрешил Сапора от немоты. Тем не менее правитель продолжил мучения. Святых положили на решетку и развели под ней огонь. Обратившись в молитвах к Богу, праведники испытали облегчение вследствие внезапно пролившегося дождя, погасившего пламя.
Свидетелями совершенных чудес стало множество людей, которые прославили Господа Иисуса Христа. Один из палачей по имени Аффоний публично исповедал себя христианином и испросил у исповедников прощения. Признали Христа Господом и вельможа по имени Елпидифор, а также мать царя. Видя, как растет количество христиан, Сапор приказал казнить не только трех мучеников, но также Аффония, Елпидифора, свою мать и всех тех, кто последовал за ними на место казни.
В тот день от рук царских воинов погибло до семи тысяч христиан. Акиндин, Пигасий, Анемподист вместе с матерью царя были отданы на сожжение на следующий день. Однако огонь не коснулся тел святых, уже отдавших души Господу, и христиане смогли с честью похоронить их.
Подготовил Андрей Гор
 
Промыслом Божиим труд появился в жизни человека вместе с сотворением самого человека. В книге Бытия сказано: и взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт 2: 15). Таким образом, труд — важнейший способ самореализации человека как богоподобной личности.

Первым Божиим трудовым поручением Адаму еще в раю было наречение имен всем живым существам, созданным Творцом. В этом деянии Адам явил себя соработником Бога, истинным царем природы, ведущим ее и себя к Своему Творцу, в чем, собственно, и состоит смысл любого человеческого труда.
Можно полагать, что труд по возделыванию земли в раю не был изнурительным. Земля повиновалась воле Божией и легко давала нашим прародителям все необходимое для жизни, ибо они являли собой образ Божий.
Но после грехопадения труд для человека стал тяжелым, а иногда опасным. Печально звучат Божии слова Адаму: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3: 17–19).
Из-за греха прародителей землю впредь нужно было усердно возделывать, удобрять, поливать. Усилия Адама не всегда увенчивались ожидаемым урожаем. Он боролся со стихиями: жарой и холодом, засухой, сорняками, терпеливо и в поте лица добывая свой хлеб. Так исполнились над ним слова любящего и справедливого Божественного Владыки, Которого он ослушался.
А поучительные слова Господа: в поте лица будешь есть хлеб — актуальны и для нашего праотца, и для нас. Они означают благословенный Богом, часто нелегкий, но такой жизненно необходимый для нашего благополучия труд.
Виктор Науменко
 
Упоминание о голубе впервые появляется в Библии на страницах книги Бытия в повествовании о Всемирном потопе и связано с личностью ветхозаветного патриарха Ноя, который был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом (Быт. 6: 9).

Современники же добродетельного Ноя были преисполнены нечестием. И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле и восскорбел в сердце Своем (Быт. 6: 5–6).
Посланные Им в наказание воды Всемирного потопа смыли с лица земли всех нечестивцев. И лишь в благословенном Богом ковчеге остались в живых потомок Адама — Ной с семейством, давший жизнь обновленному человечеству, и обитающие на земле животные, взятые «всякой твари по паре».
Господь остановил потоп только на 150-й день. Ной, проверяя, пригодна ли земля для жизни, выпустил из ковчега сначала ворона, а затем голубя. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли (Быт. 8: 11–12). Так масличный (оливковый) лист в клюве голубя стал символом милосердия и прощения Божия, символом благословенной Богом жизни.
А выражение «голубь мира» — это название эмблемы первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в 1949 г. в Париже и Праге. На эмблеме изображен голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Автор эмблемы — великий испанский художник Пабло Пикассо. Живописец удивительно точно передал художественными средствами Божественное послание человеческому сердцу о прощении. В православной же иконографии голубь является символом Святого Духа.
Виктор Науменко
 
Яндекс.Метрика