From the daily archives: Среда, 27 ноября, 2013
24 ноября 2003 г., на 62-м году жизни, окруженный многочисленными чадами, почил схиигумен Геронтий (в миру — Геннадий Павлович Захаров). Его многотрудный земной путь завершился там, где батюшка мечтал быть почти всю свою жизнь, — среди братии Киево-Печерской Лавры. Проводили отца Геронтия в последний путь многочисленное духовенство и миряне. Люди не сдерживали слез… Похоронили отца Геронтия, согласно его завещанию, в Покровском монастыре (Голосеевская пустынь).

Родился батюшка 16 апреля 1942 г. на Луганщине. Его отец Павел и мать Анна почитали Бога, ходили в сельскую церковь и молились дома. Все свободное время Геннадий проводил в храме, выполняя различные послушания.
В 1959 г., получив аттестат за десять классов, юноша поступил в Московскую духовную семинарию. В 1960-х годах он был рукоположен во священника, много лет прослужил в Удмуртии. Атеистическая власть тогда как раз начала очередную волну гонений на Церковь. После ряда арестов и побега из психиатрической больницы, куда его принудительно поместили, батюшка получил благословение священноначалия срочно выехать в Украину.
Ему пришлось служить почти во всех областях Украины. В течение 40 лет отец Геронтий даровал людям духовную радость и свет надежды. Смиренномудрие отца Геронтия привлекало прихожан, он становился духовником многих верующих, открывая им путь ко спасению.
20 июля 1992 г. Господь исполнил давнее желание отца Геронтия — он принял монашеский постриг с именем Гавриил (в честь Божия благовестника) и был зачислен в число братии Киево-Печерской Лавры, которую и возрождал вместе с другими монахами.
Но его здоровье, подорванное тяжелым проповедническим подвигом, ежедневно ухудшалось. Многократные операционные вмешательства не давали положительных результатов. 24 марта 1993 г. батюшка был пострижен в великую схиму с именем Геронтий (в честь преподобного отрока Геронтия, канонарха Печерского).
Однако Господь даровал отцу Геронтию силы для дальнейшего служения. Многие спешили к батюшке, чтобы получить благословение и духовный совет. Предчувствуя свою скорую смерть, прикованный к инвалидной коляске, отец Геронтий торопился каждую минуту отдать людям….
И теперь духовные чада отца Геронтия не чувствуют себя покинутыми: сила его молитв нам всегда помогает.
Ростислав Солопенко
 
Встреча прошла 1 ноября, накануне 70-летия освобождения Киева от фашистских захватчиков, которое отмечалось 6 ноября. Презентацию провел известный православный журналист, автор журнала «ФОМА в Украине» Влад Головин.

Несколько десятков зрителей пришли на просмотр и обсуждение картины. Среди них — председатель Всеукраинского православного педагогического общества протоиерей Анатолий Затовский, режиссер фильма Ярослав Гэляс, младшая дочь и внуки героя картины — протоиерея Алексия Глаголева: Мария Алексеевна Глаголева, Артем и Зинаида Пальян.
«История отца Алексия Глаголева была рассказана людьми, которые непосредственно знали его. Этим наш рассказ о святых и праведниках XX века отличается от житий святых Димитрия Ростовского», — отметил после просмотра режиссер Ярослав Гэляс.
Одному из старейших киевских священников протоиерею Анатолию Затовскому фильм очень понравился. «Об отце Алексии я узнал от священника Георгия Едлинского, когда служил диаконом во Флоровском монастыре в 70-х годах, — рассказал отец Анатолий. — Это были батюшки, которых действительно можно назвать святыми людьми».
«Как меня только не обзывали в школе за то, что мой отец священник. Я стеснялась папу. Он всегда шел встречать нас с сестрой со школы, а я старалась поскорей убежать, чтобы только с ним не идти, — вспоминает младшая дочь отца Алексия, Мария Алексеевна. — Он был очень веселый. Любил играть на пианино. Музыкальной грамоте его учила мама Михаила Булгакова. Интересно, что моих подруг, еще когда мы были детьми, он всегда называл на “Вы”».
У внука священника Алексия Глаголева, Артема Пальяна, фильм оставил самые теплые впечатления. О дедушке в его семье вспоминают каждый день. «Мы ходили в церковь к дедушке, как на работу, — вспоминает он. — Сейчас я прихожу в церковь на Евхаристию и на большие праздники. Господь спасает меня, и я уверен, что это и благодаря молитвам наших предков, которые до сих пор о нас молятся».
По мнению киевлянки Аллы Григораш, фильм не только подает жизнеописание протоиерея Алексия Глаголева, но и по-новому раскрывает историю столицы через жизнь новомучеников.
«В фильме показан человек с большой буквы, который в период оккупации проявил себя не только как подвижник, но и как праведник. Важно, чтобы люди в период антихристианских настроений видели такие примеры», — заявил историк Сергей Шумило.
Папа Алексия Глаголева — протоиерей Александр Глаголев — служил в храме Николы Доброго в Киеве, преподавал в Киевской духовной академии, был духовником семьи Булгаковых. Он погиб в 1937 г. в Лукьяновской тюрьме и прославлен в лике священномучеников.
В 1941 г. Алексий Глаголев был рукоположен во иерея, служил в Покровской церкви в Киеве и был духовным отцом для сотен киевлян. Вместе со своей семьей он приложил большие усилия для спасения евреев во время нацистской оккупации Киева, за что в 1992 г. был посмертно удостоен звания Праведника мира.
Сериал «Святые и праведники ХХ века» вышел на телеканале НТН в мае-июне 2013 г. Зрители увидели фильмы о преподобных Лаврентии Черниговском, Кукше Одесском, Амфилохии Почаевском, а также вышеупомянутую ленту «Алексей Глаголев. Истории киевской оккупации».
Производство сериала началось по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира осенью 2012 г. Фильмы о святых снимает телевизионное агентство «Профи ТВ» при участии редакции журнала «ФОМА в Украине». Руководитель издания Антон Никитин — главный редактор проекта «Святые и праведники ХХ века». Его заместитель, протодиакон Александр Карпенко выступил в роли эксперта в фильмах о преподобных Кукше и Амфилохии. Другие сотрудники журнала участвуют в подготовке сценария и съемках.
Создатели фильма обещают, что в ближайшее время фильм «Алексей Глаголев. Истории киевской оккупации» будет доступен на сайте журнала «ФОМА в Украине» (foma.in.ua).
Олег Карпенко,
Надежда Яремчук
 
Исполнилось 900 лет создания «Повести временных лет» — основы наших знаний о Руси, летописи утверждения в нашем Отечестве православной веры. В ознаменование этой юбилейной даты в истории нашей государственности 8 ноября в актовом зале Киево-Печерской Лавры состоялись Славянские чтения «Истоки нашей истории: 900 лет “Повести временных лет” преподобного Нестора Летописца».

В них приняли участие ведущие современные историки, хронисты, филологи и публицисты Украины и России, священноначалие и руководители Союза журналистов Украины, доктора и кандидаты наук КНУ имени Тараса Шевченко, МГУ им. Ломоносова, МАУП, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, других ведущих вузов. Они выступили с докладами и материалами об этом знаменательном событии.
«Преподобный Нестор Летописец стоит у истоков духовной траектории существования святой Руси, — отметил в своем выступлении Александр Яровой, доцент кафедры теории литературы, компаративистики и литературного творчества Института филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. — Им была задана та высокая отметка духовных устремлений, которая веками является ориентиром для нашей культуры, церковной и светской, и тех образцов, где сочетаются оба начала. Если говорить о личности писателя в целом, то Нестор воплотил в себе идеал: соответствие написанного сделанному. То есть, в евангельской последовательности: сотворил сам, а потом научил».
После Чтений состоялась пресс-конференция, на которой епископ Макаровский Иларий (Шишковский) сказал о значении главного труда Нестора Летописца: «Есть богословский взгляд на то, почему и как пишутся летописи. Они — свидетельство нового времени, которое Господь сотворил Своим спасением и принес на землю. Обратив внимание на труд преподобного Нестора, мы увидим, что он говорит об этом новом, спасенном времени. Содержание его летописи насыщено фактами христианской истории, мы видим там и нравственное отношение автора, и определенные зарисовки жизни князей, монахов, государства, которые получают христианскую оценку.
Это не просто сухая констатация фактов, а живое участие в жизни Церкви и государства. Мы должны гордится тем, что у нас есть “Повесть временных лет”, гордится в хорошем смысле слова, поскольку это показывает высокий уровень народа, понимавшего, как важно зафиксировать те эпохальные события, которые происходили в стране. Летописи сохраняют память народа, а без памяти народ не является нацией, той общностью, которая способна существовать дальше».
Имя преподобного Нестора Летописца (ок. 1056–1114) со школьной скамьи известно всем и каждому в Украине, России и Беларуси. Его чтут как первого отечественного историка и агиографа, запечатлевшего для последующих поколений устроение великой державы, которая стала оплотом Православия. Народы исторической Руси — прямые продолжатели и живые наследники этой великой державы, которых объединяет общая история, единая вера и кровь предков.
Преподобный Нестор Летописец, нетленные мощи которого покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры, считается покровителем пишущих. В 17-летнем возрасте он был принят в Киево-Печерский монастырь, а его основным послушанием стало составление летописи. Церковь издавна была хранительницей истории. Все свидетельства о важнейших событиях, влиявших на судьбу Руси, сохранялись благодаря традиции монастырского летописания. Инок-патриот Нестор был одним из самых образованных людей своего времени, читал в подлинниках греческие тексты и другие первоисточники древности. Он часто вводит в летопись изречения Священного Писания, записывает интереснейшие поучительные размышления, рассказывает о знамениях и чудесах. Времяисчисление в «Повести…» преподобного Нестора начинается с 852 г.
В 80-х годах ХІ в. он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород. В это же время первый летописец составил житие преподобного Феодосия Печерского, одного из основателей Лавры. А в 1091 г. ему было поручено ископать из земли мощи преподобного Феодосия для перенесения их в храм. Он вынес их из пещеры и был очевидцем великих, совершавшихся при этом чудес, о чем сам свидетельствовал.
Но главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 гг. «Повести временных лет». Древнейшая летопись рассказывает о начале государства и народа Руси. Нестор Летописец повествует о всей Русской земле от Киева до Новгорода и от Смоленска до Владимира, о создании святыми братьями Кириллом и Мефодием славянской грамоты, о путешествии княгини Ольги в Константинополь для принятия Крещения, об «испытании вер» святым равноапостольным князем Владимиром, о первом православном храме в Киеве, о Крещении Руси и многих других важных событиях.
Подготовила Елена Головина
Фото Александра Данилевского
 
Яндекс.Метрика