From the daily archives: Среда, 4 декабря, 2013
Архитектуру часто называют «музыкой в камне», сравнивают с книгой, в которой читаются столетия. Насколько хрупка, даже мимолетна эта музыка, сколь легко безжалостной рукой времени вырываются страницы из этой бесценной книги, свидетельствует история каждого города.

Войны, пожары, наводнения, прочие стихийные и социальные бедствия, с одной стороны, наносят непоправимый ущерб историческому облику городов, а с другой — способствуют появлению новых шедевров зодчества. Киев не исключение. Многое, что украшало город в прошлом, осталось лишь на старых зарисовках и фотографиях, вызывающих в душе при взгляде на них щемящее ностальгическое чувство, но, по счастью, немало и сохранилось. Это Софийский собор, Кирилловская церковь, ансамбль Киево-Печерской Лавры, некоторые другие здания и сооружения, придающие нашему городу неповторимый, узнаваемый, хоть и меняющийся с течением времени облик.
И почти в каждом из этих памятников есть черты, привнесенные виднейшим киевским архитектором, последним крупным представителем украинского барокко Иваном Григoрьевичем Григоровичем-Барским. Он родился в 1713 г. и был шестым ребенком в многодетной семье состоятельного торговца Григория Беляева из подольского города Бар, отсюда и возникла фамилия Григорович-Барский, закрепленная (вместе с дворянским званием) за родом уже в конце жизни зодчего.
У Ивана был старший брат Василий, знаменитый путешественник-паломник и исследователь Ближнего Востока, проведший большую часть жизни вдали от дома и лишь незадолго до смерти возвратившийся в Киев. Вероятно, его письма и неопубликованные тогда путевые записки, изобилующие зарисовками храмов, виденных им в Европе и странах Средиземноморья, заронили в душе Ивана зерно любви к зодчеству.
В Киевской духовной академии, где в разное время обучались оба брата, среди множества предметов преподавали и основы архитектуры и фортификации. Иван освоил еще и искусство гравировки. А возведение знаменитым архитектором Иоганном-Готфридом Шеделем в 1740-х годах Большой колокольни Киево-Печерской Лавры стало решающим поворотом в судьбе Ивана. (В те годы в Киеве развернулось грандиозное строительство церковных сооружений, проводимое архиепископом Киевским и Галицким Рафаилом (Заборовским)).
«В 1744 г. стоял Иван вместе с молодой женой в огромной толпе при освящении Большой колокольни Киево-Печерской Лавры, — пишут Г. Десятник и Л. Федорова. — Глазами художника он представил себе город и земли вокруг него, и бесконечное Днепровское течение с вершины той странной башни. И вдруг все прояснилось. Творение великого Шеделя потрясло душу и открыло жизненный путь. Ивану шел 31 год, когда он уехал из города неизвестно куда — учиться строительному делу». Смелый шаг для человека, обремененного большой семьей — в то время уже родились большинство из его 15 детей! К тому же приходилось заниматься и торговлей, помогая отцу.
В 1748 г. магистрат назначает его на должность инстигатора (заместителя) главного архитектора города. Первое творение молодого зодчего, созданное год спустя после назначения на должность, — городской фонтан «Фелициал» (ныне известный как «Самсон») с водосборным бассейном в виде павильона-ротонды. Фонтан увенчал сложную систему городского водопровода, собиравшего по деревянным трубам с подножия окружающих Подол холмов ключевую воду. С этой поры начинается творческий взлет мастера, выразившийся особенно ярко в храмовом строительстве.
К сожалению, не все его творения сохранились. Многие из них уничтожил или сильно повредил знаменитый подольский пожар 1811 г., немало было перестроено, а часть разрушена в 1930-х годах богоборческой властью. Некоторые здания лишь по стилю близки к созданным Григоровичем-Барским, их авторство оспаривается.
Нам отчасти помогает свидетельство самого автора: на последней странице оригинала «Путника» — путевых записок брата Василия — Иван собственноручно записал текст своей будущей эпитафии, где перечислил им сотворенное: «Трудившийся в разных строениях, воду привел в различные места в городе сем от различных источников с-под гор, а потом строил каменные церкви, колокольни и покои. Первую церковь зделав у Кирилловском монастыре, з звонницею и брамою, и погребами, церковь Покровскую и Набережно-Никольскую; у Козельце церковь штукатурнею украшал и тынковал, и колокольню вновь построил, у Золотоношском Красногорском монастыре церковь, колокольню у Петропавловськом монастыре, у Соборно-Успенском соборе с церквою. Еще магазин городской и гостинной дом, жилые покои Греческому монастирю и Юрию Дранчеву…». Последнее имя в списке — соседа, греческого купца, видимо болгарского происхождения.
Церковное творчество зодчего началось в древнем Кирилловском монастыре. Здесь взамен сгоревших деревянных сооружаются капитальные кирпичные монастырские постройки, увенчанные трехъярусной Благовещенской церковью-колокольней. Самой Кирилловской церкви ХІІ в. архитектор придал барочный облик, украсив ее затейливой лепниной. Параллельно, в 1747–1758 гг. он достраивает галерею к Константино-Еленинской церкви на углу Щекавицкой и Кирилловской улиц и возводит здесь каменную колокольню, на втором ярусе которой была освящена часовня во имя святителя Димитрия Ростовского.
В 60-х годах XVIII в. достраивалась трапезная Софии Киевской. В этих работах И. Г. Григорович-Барский, к тому времени уже самый популярный архитектор города, принимал активное участие. Его главный шедевр тех лет — Покровская церковь на Подоле, возведенная в 1766–1772 гг. Отец архитектора долгие годы был старостой соборной подольской церкви в честь Успения Богородицы (Пирогощи), построенной еще в ХІІ в. Ее Иван Григорьевич также реконструировал приблизительно в то же время, когда возводил Покровский храм. Три года спустя великолепная церковь во имя святителя Николая (Набережного) украсила собой подольские берега Днепра (ныне улица Г. Сковороды).
Как полагают некоторые исследователи, в основу ее облика лег проект храма в с. Лемеши близ Козельца. Он был заказан зодчему Натальей Демьяновной, матерью фельдмаршала Алексея Разумовского и его брата Кирилла, последнего гетмана Украины и президента Академии наук, для возведения на могиле своего мужа, казака Григория Розума. В самом Козельце Григорович-Барский в содружестве с Андреем Васильевичем Квасовым, занимавшим тогда должность главного архитектора Малороссии, в 1752–1763 гг. воздвиг собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы и украсил храм лепниной.
Чуть позднее тут же, в Козельце, он наряжает в лепной декор и дом полковой канцелярии. Еще одно творение Ивана Григоровича-Барского поныне украшает Красногорский Покровский монастырь близ г. Золотоноши Черкасской области. Это Спасо-Преображенский собор, построенный в 1767–1771 гг. на средства святителя Софрония (Кришталевского), епископа Иркутского. А в разрушенном большевиками Межигорском Спасо-Преображенском монастыре близ Киева им были спроектированы трапезная двухэтажная однокупольная церковь с трехъярусной колокольней и братский корпус.
И все же почти вся творческая жизнь мастера прошла в Киеве на Подоле. Здесь, кроме собственного дома напротив Пирогощи, он возвел бурсу на подворье Киевской духовной академии, колокольню и жилые корпуса Екатерининского Греческого монастыря, Гостиный двор, колокольню церкви в честь Петра и Павла и многое другое.
Умер И. Григорович-Барский в 1791 г., о чем свидетельствует запись в метрической книге, и похоронен возле собора в честь Успения Богородицы (Пирогощи), прихожанином которого был. К сожалению, это кладбище, как и многие его творения, было уничтожено в 1930-х годах, и могила зодчего, как и могила его брата Василия у стены Богоявленского собора на территории Киевской академии, не сохранилась до нашего времени.
Для развивавшегося со второй половины XVII в. стиля украинского (или казацкого) барокко творчество Ивана Григоровича-Барского стало последним, высочайшим этапом. В почерке автора прослеживаются элементы стилей елизаветинского барокко, а в последних творениях — и классицизма. Многое из того, что дошло до наших дней, мы можем видеть лишь в перестроенном позднее виде, но все же эти шедевры навеки запечатлели в себе творческую манеру одного из наиболее выдающихся киевских зодчих.
Владимир Моисеенко
 
Главный миссионерский форум Украинской Православной Церкви начал свою работу 29 октября в Киевском институте международных отношений.

VI Покровские международные миссионерско-просветительские чтения открыл Управляющий делами УПЦ, ректор КДАиС митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, который зачитал приветственное слово Предстоятеля УПЦ Митрополита Владимира. Затем владыка представил собственный доклад «Будущее христианской педагогики в общественном пространстве Украины».
Митрополит Антоний начал свое выступление с вопроса: «Что ожидает от нас украинское общество в сфере образования и воспитания?». Ответ на него — важнейшая задача Покровских чтений. «Причиной глобального экономического кризиса мировая пресса называет дефицит морали. Альтернативой беспринципности современного общества должно стать возвращение к традиционным христианским нравственным ценностям, — отметил владыка. — Сейчас очень важно развивать преподавание предметов духовно-нравственного направления в средней и высшей школе. Это позволит говорить о формировании гражданского общества нового образца. Именно здесь происходит стихийная самореализация и усвоение классических форм общественной солидарности, построенных на духовных ценностях. Не на стремлении к выгоде, потребительстве, а на общественных ценностях формируются зародыши нового общества».
Представитель Президента Украины в Верховной Раде Юрий Мирошниченко передал участникам форума приветствия от Главы Государства Виктора Януковича и украинского парламента. Он подчеркнул, что и политики заинтересованы в христианизации отечественной системы образования. Чиновник заявил, что его межфракционная группа, возглавляемая Анной Герман, подготовила 14 законопроектов в сфере нравственно-духовных ценностей. Они касаются социального статуса священнослужителей, возобновления имущественных прав Церкви, права религиозных общин основывать учебные заведения, признания государством дипломов и научных степеней духовных учебных заведений и др.
Участников конференции приветствовал ректор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Леонид Губерский; епископ Бобруйский и Быховский Серафим передал форуму приветствие от митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Были оглашены приветственные слова министра образования и науки, молодежи и спорта Украины Дмитрия Табачника и главы КГГА Александра Попова.
В этом году в Чтениях участвовали свыше 500 священнослужителей и педагогов из Украины, России, Беларуси, Польши, Грузии и Великобритании. Конференцию традиционно проводит Синодальный отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ. Организаторы рассказали, что главная цель Чтений — обеспечить встречу педагогов, миссионеров и всех тех, кто подвизается на ниве христианского просвещения.
«Приезжаю уже третий год, — делится с нами завуч воскресной школы храма в честь благоверных Петра и Февронии Муромских г. Запорожье Марина Подгородецкая. — Очень интересно, получаю много пользы от общения с коллегами. Сам дух Чтений дает позитивный заряд на весь год, стимул к работе и желание совершенствоваться. Кроме этого, в секциях изучается педагогический опыт всех регионов Украины. На этих Чтениях я надеюсь почерпнуть что-то новое для своей работы. Ведь у педагога воскресной школы должно быть супермастерство. Этому нужно учиться. За этим мы и приезжаем».
Второй день Чтений проходил в Киевском университете имени Бориса Гринченко. Участники конференции работали в секциях по следующим направлениям:
— влияние христианства на формирование образовательной парадигмы в Украине;
— духовно-культурные и семейные ценности христианства в молодежной среде;
— воскресная школа — духовный фундамент подрастающего поколения;
— современная медицина и Православие;
— теология и философия христианства;
— психология творчества и православная духовность;
— христианские духовно-нравственные курсы в системе школьного и внешкольного образования Украины: опыт и перспективы.
Руководитель «Клуба знатоков православной культуры» из г. Комсомольска Полтавской области Елена Волкова на Чтениях впервые. Как новичку ей интересны все направления работы форума. «Мне хотелось бы посетить все секции и иметь видео каждого из выступлений», — рассказала она.
Для кого-то приезд на Покровские чтения стал семейной традицией. Например, Валерия Дацюк из Хмельницкого вместе с мамой посещает конференцию уже третий раз. «Раньше приезжала за компанию с родителями. Была маленькая и ничего не понимала, а сейчас мне интересно, — рассказала она. — Я работаю волонтером при Гуманитарно-педагогической академии в Хмельницком. Мы активно помогаем воскресной школе, так что здесь у меня практический интерес».
Киевский психолог Светлана Бабарыка не пропускает ни одного форума. Светлана считает, что психология должна развиваться неразрывно с богословием. «Первые курсы психологии вводили в духовных семинариях. Нужно восстановить опыт прошлого, тем более что учебники сохранились, — сказала она. — Психологи изучают личность, личность — это ценности, а ценности у нас православные».
Участница секции «Современная медицина и Православие», кандидат юридических наук Элла Горян считает, что участие в конференции помогает находить единомышленников, людей, православных по духу. «В научной среде единомышленников мало, — говорит она. — Это связано с атеистическим воспитанием и с тем, что юристы зачастую мыслят сухими юридическими категориями, которые оторваны от жизни. На секции поднимались вопросы острые и спорные — биометрия, эвтаназия, трансплантология… Отношение Церкви к этим новоявленным феноменам во многом определяет ее образ в глазах общества».
Конференция собрала представителей разных научных направлений. Участнице секции «Теология и философия христианства» старшему научному сотруднику Института философии имени Григория Сковороды НАН Украины Наталье Филиппенко конференция нравится тем, что здесь рассматриваются темы широкого спектра. «Выступают не только богословы, философы, но и литературоведы, — отметила специалист. — Сегодня мы столкнулись с тем, что библейские сюжеты часто трактуются литераторами в поверхностном смысле. Например, притча о блудном сыне понимается как конфликт поколений. То есть религиозный текст анализируется чисто литературными средствами». Это результат секуляризации культуры, считает она.
На заключительном пленарном заседании Покровских чтений, которое состоялось 31 октября в Киевском университете имени Бориса Гринченко, была принята итоговая резолюция конференции. В документе участники Чтений обратились к Президенту Украины, Кабинету Министров и Министерству образования с просьбой вернуть в типовые учебные планы общеобразовательных учебных заведений II степени предмет «Этика».
Подводя итоги форума, организаторы и гости Чтений выразили свое убеждение в том, что церковная миссия в современном обществе должна базироваться на тысячелетних традициях нашего народа, истоки которых дало Крещение князя Владимира. По мнению участников конференции, главной особенностью деятельности Церкви в современном мире должно стать творческое использование накопленного в прошлые годы опыта и повышения профессионализма церковных миссионеров, специалистов по религиозному образованию, катехизации и социальному служению.
Олег Карпенко,
Надежда Яремчук
 
Вышел в свет очередной, 13-й, выпуск студенческого журнала Киевских духовных школ «Академический летописец». Тема номера — «Век информационной атаки» (проблемы взаимоотношений Церкви и СМИ). Под рубрикой «Из истории КДА: в преддверии 400-летия» вниманию читателей предлагаются статьи о выдающихся иерархах, дореволюционных ректорах КДА — архиепископе Василии (Богдашевском) и епископе Сильвестре (Малеванском).

Рубрика «Юбилеи» посвящена 900-летию создания преподобным Нестором Летописцем «Повести временных лет». Номер также содержит рубрики «Вопросы ректору», «Разговор о вечном», «Стоп-кадр» и др.
* * *
По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, вышла в свет книга «Епископ Кассиан (Безобразов) и его перевод Нового Завета». Книга продолжает приуроченную к 400-летию Киевских духовных школ юбилейную серию изданий, инициатором которой является ректор Киевских духовных школ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.
Автор книги — преподаватель Киевской духовной академии и семинарии, кандидат богословских наук Андрей Ухтомский. Издание посвящено исследованию первого после революции 1917 г. русского перевода Нового Завета, выполненного известным богословом и экзегетом епископом Кассианом (Безобразовым). Издание будет интересно священнослужителям, учащимся духовных заведений и всем, кто интересуется вопросами православной библеистики и историей перевода Священного Писания.
* * *
Вышла в свет книга диакона Андрея Глущенко «Значение антропологии преподобного Максима Исповедника для современной православной апологетики». Издание осуществлено по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в рамках книжной серии, посвященной 400-летию Киевских духовных школ. В монографии исследованы некоторые аспекты богословского наследия преподобного Максима Исповедника. Книга будет интересна священнослужителям, преподавателям и студентам, а также всем интересующимся святоотеческим наследием.
 
Степан Иванович Пономарев (1828–1913) — один из первых профессиональных библиографов-религиоведов, литературовед и библиофил второй половины XIX в. — при жизни написал, отредактировал и издал около 700 работ. Религиозная тема не случайно занимала ведущее место в творческой и личной жизни Пономарева, поскольку он был человеком верующим. Степан Иванович преданно служил не только науке, но и Церкви, считая их нераздельными.

Хорошо ориентировался в религиозной литературе, имел сведения об известных и малоизвестных церковных деятелях, внимательно следил за ходом строительства храмов в Украине, за подготовкой и изданием книг и периодики на религиозную тематику. И все это оперативно освещал в прессе.
Статьи, стихи, рецензии, библиографические труды религиозного направления составили значительную часть творческого наследия ученого. Его перу принадлежат фундаментальные исследования, посвященные известным церковным деятелям — Киевскому митрополиту Евгению (Болховитинову), святителям Филарету Черниговскому и Филарету Московскому и др.
С. И. Пономарев — автор многих публикаций и сборников об истории и состоянии храмов, епархий в Украине и за ее пределами, о международных религиозных связях и прочих аспектах религиоведения того периода. Все работы ученого содержат большое количество библиографических ссылок, что свидетельствует о его энциклопедических знаниях во многих областях науки, образования, культуры.
«Я книгу паче хлеба и соли приемлю…» — писал за несколько месяцев до своей смерти Степан Иванович. Этими строками можно охарактеризовать суть человека, прожившего нелегкую жизнь, но успевшего сделать столько добра, что спустя столетие после смерти его имя с благодарностью вспоминают потомки.
Центральная городская библиотека г. Конотопа на Сумщине, где родился и прожил всю жизнь Пономарев, вот уже пять лет носит имя выдающегося земляка. Конотоп гордится тем, что здесь жил и работал такой неординарный, талантливый человек — настоящий подвижник науки и культуры.
Современные краеведы и исследователи-библиографы благодаря трудам своих предшественников имеют возможность донести широкой общественности многочисленные исторические сокровища. Степана Ивановича можно справедливо считать их учителем.
Готовясь к путешествию на Восток, ученый прочитал большое количество литературы о Палестине. Причиной для составления библиографического труда «Иерусалим и Палестина в русской литературе, науке, живописи и переводах: материалы для библиографии» было личное желание Пономарева представить целостную картину по этому вопросу средствами библиографии.
В предисловии, используя огромный массив летописей, печатных изданий и многочисленных публикаций на страницах светской и духовной периодики, С. И. Пономарев в хронологическом порядке представляет все известные ему упоминания о путешествиях соотечественников в Иерусалим и Палестину (от Никоновской летописи времен Владимира Крестителя, где встречаются первые сообщения о путешествии паломников из Киевской Руси к святым местам, до путешествий жителей украинских и российских губерний 70-х годов XIX в.).
Свидетельство библиографа — не просто статистические данные, а яркая иллюстрация взаимовлияния культур славянских и неславянских народов. Еще много интересных сведений можно встретить в предисловии к этой работе. Пособие — это перечень литературы о Иерусалиме и Палестине, представленный в 15 разделах и отдельных приложениях (указатели имен, периодических изданий, мест и предметов, упоминаемых в библиографии Палестины). При жизни С. И. Пономарева указатель по данной проблематике был наиболее полным.
Библиографические труды С. И. Пономарева не утратили актуальности и могут быть ценными справочными пособиями для преподавателей и студентов современных духовных учебных заведений Украины.
Жанна Иванова
 
Яндекс.Метрика