Отец Иоанн Охлобыстин, выдающийся актер, сценарист и режиссер современности. Он совмещает священническое служение и кинопрофессию. Отец Иоанн – во всех смыслах правильный богословски священник, отличный проповедник, деятельность которого имеет очень большой миссионерский эффект. Я знаю много людей, которые сначала познакомились с талантом отца Иоанна, а когда узнали, что он еще и священник, то с интересом начали смотреть в сторону православия…

Православное богословие утверждает, что Церковь должна войти во все сферы человеческой жизни, освятить их, преобразить. Она должна быть миссионерской Церковь, говорящей на тысячи языках современного мира. Отец Иоанн – выдающийся деятель Церкви нашего времени. В его лице Церковь проповедует через экран. Его интересная и сложная личность и блестящее актерское мастерство многим указали путь в православие. Отец Иоанн показал, что быть верующим – не всегда значит быть благочестивым елейным зомби. Вера может быть интересной.
Но как это часто случается, «серость» давит проявление чего-то оригинального. «Серости» невероятно много везде, в том числе и в церковной среде… После того, как отец Иоанн сыграл по благословению патриарха Алексия роль юродивого-шута в православной фильме «Царь» Павла Лунгина, «серость» показала своей лицо. Два известных священника Димитрий Смирнов и Максим Козлов через масс-медия начали обличать отца Иоанна. Вообще, ни деятельность Димитрия Смирнова, ни Максима Козлова у меня не вызывает особого восторга. Не хочу никого обидеть, тем более тех, кому эти батюшки принесли пользу (кому-то ведь они нужны, кто-то благодаря им рос духовно!), но о них можно сказать, что это проповедники средней руки. Ничего выдающегося. Максим Козлов известен своими работами по сравнительному богословию, не блистающими чем-то оригинальным, но вполне приемлемыми, а Димитрий Смирнов – своей проповеднической деятельностью, неплохой, но и не настолько яркой, как это у Кураева… По сути, это батюшка без революционных выступлений, среднего уровня проповеди, но нужной определенному кругу людей…
И вот два этих священника выступили с крайне негативной оценкой актерской деятельности отца Иоанна. Отвечая на вопросы журналистов на круглом столе в медия-центре «Известий» 10 ноября, о. Димитрий Смирнов избегал называть Охлобыстина о. Иоанном, именуя его не иначе как Иваном Ивановичем, отмечает «Благовест-инфо». Он сказал: «Мне кажется, он не прав. Каждый человек должен определиться в своем служении. Некоторые служения не совмещаются… Иван Иванович захотел совместить – и не получилось». О. Димитрий отметил, что выбор о. Иоанна «вносит смущение в церковную среду». Что касается отца Максима Козлова, то он был возмущен, что отец Иоанн нарушил древний канон, запрещающий быть актером священнику…
Вообще, отец Димитрий совершенно не понимает миссионерского значения отца Иоанна. http://www.youtube.com/watch?v=pDG45DAMXnA&featu… – здесь можно просмотреть запись, где отец Димитрий говорит, что о.Иоанн занимается актерством, потому что ему нужно кормить семью. Ничего больше он не видит. http://www.youtube.com/watch?v=5Za6026rFhI&featu… – на этом видео отец Иоанн объясняет необходимость новых методов миссионерства православия, «реализации Церкви в кино и масс-медия». Собственно говоря, это он и совершал. И такая деятельность принесла свои плоды… Но этого не замечает отец Димитрий…
По поводу ссылки на канон Максима Козлова, то печалит тот факт, что хороший богослов не понимает сущности канонического права. Неужели Максим Козлов не знает, что сейчас православные не соблюдают большинства канонов? Вообще, канон – это правило, которое полезно для Церкви не во все эпохи. В разные времена были разные каноны, большинство из которых утратили свою пользу и актуальность. Когда принимали канон о том, что священник не может быть актером, то театры были такими, что и зайти в них было иной раз грешно… Сейчас театр и кино – это уже совсем другое. Церковь не может не видеть в них платформу для миссионерства…
Некоторые православные утверждают, что о.Иоанн может сниматься в кино, но его персонажи должны быть высоконравственными. Мол, неприлично священнику играть грешных людей… Ну, во-первых, отец Иоанн никак не ассоциирует себя со своими персонажами, а, во-вторых, тысячи людей с интересом посмотрели в сторону православия, узнав, что создатель «ДМБ» — священник. «ДМБ» как и многие другие работы о.Иоанна – это не документальный фильм про православных святых, но и не вакханалия. Отец Иоанн играет людей, а не белоснежных небожителей, и этим он популярен. Люди со всеми своими недостатками и достоинствами – вот кого играет отец Иоанн. И хорошо играет! И это нравится зрителю! И зритель, возможно, чуть ли не впервые хорошо подумает о Церкви, узнав, что ее священник – такой талантливый и разносторонний человек… Ну поймите наконец: не может быть кино – сводкой о молитвенном подвиге святых! Кино повествует о людях… И о.Иоанн не в эротике ведь снимается, а в нормальных фильмах о людях для людей!
У нас в Церкви иногда от некоторых верующих слишком много благочестия. Но это благочестие в итоге превращается в глупость… Есть целая прослойка верующих (в том числе и священников), которые хотят всех подвести под одну гребенку: роботоподобных елейных зомби. И все «благочестивенько», все «православненько»! И вот такая среда любит давить все, что выходит за рамки ее «серости»… Отец Иоанн – во всех смыслах хороший христианин, столп миссионерства современности, показатель того, что Церковь может быть не только для елейных терминаторов, но и для людей – почти задавлен этой «серостью»…
Аргументация противников актерского ремесла отца Иоанна такая: пусть играет, но ведь он может смутить многих православных своей игрой. Ну почему подумали о елейных киборгах, а не подумали о сотнях нормальных разносторонних православных, которых смутит протест против отца Иоанна и доведение этого протеста до запрета его в священстве? Почему все должны подвести себя под какую-то серость, а отец Иоанн под давлением критики нашей «серости» с грустью решиться отойти от священства? Неужели наша Церковь только для серости?

»crosslinked«

No tags for this post.
 

4 Responses to О запрете в служении отца Иоанна Охлобыстина…

  1. иерей Константин:

    Нет, конечно, хорошо, что о.Иоанн оставил служение. Слова преподобного Феогноста из Добротолюбия, которые должен знать каждый священник: \\"И всеконечно лучше, по сознанию своей немощи отказаться от высокого чина священства, нежели с сознанием своего недостоинства и нечистоты принять его и носить, и показываясь для многих высоким, быть на деле по недостоинству подобным трупу, достойным плача.\\" — И отец Иоанн поступил именно так. А значит он честный христианин, который не может лукавить и обманывать себя. Поэтому отец Иоанн своим поступком — оставлением служения — вызвал, по крайней мере у меня, огромное уважение.

    Статья явно не доработана — оскорблять столь уважаемых в Церкви священников — довольно дерзко. Их слово действительно что-то значит, и к ним следует прислушаться. По-крайней мере они обличали исключительно по-христиански, по-братски. Уверен, что православный актёр — это нормально, актёр-священник уже перебор. Не стоит всё же священнику играть. Даже хорошие роли. Священник всегда должен быть честным, не имеет он права играть… Но это моё личное мнение

  2. Эвелина:

    У нас просто мания ходить с топором в третьяковку.Да, я согласна, что для Батюшка-актер -это ситуация для многих не просто не понятная, но и не допустимая. Часто прихожане «идеализируют», почти «обожествляют» своего настоятеля, а когда сталкиваются с ним в миру, то за мельчайшее несоответствие идеалу, за мизерную ошибку, готовы пригвоздить к позорному столбу. Согласна я и с тем, что Церковь доджна себя оберегать и охранять, иначе ее просто не станет, а поэтому некоторые вещи должны оставаться незыблемыми.Но есть еще и третья сторона, встреча с Богом-это всегда таинство. Мы не знаем, что привело Ивана Охлобыстина в Церковь и почему он опять начал сниматься. Это осталось за кулисами. Возможно, это надо было лично для него, возможно, внутренне очистившись он должен заниматься миссионерством в своей области (менять мировоззрение собратьев по цеху, к примеру). В любом случае, он не совмещает несовместимое: он не присутствует утром на Литургии в качестве Священника, а вечером лицедействует и говорит дерзости. И это главное. Нет оскорбления ни сана, ни церкви, ни веры. А то, что народ шипит…ну так вспомним про соблазны, которые в мир прийдут….соблазнов много, а дело у каждого свое-спасаться. Вот пусть этим каждый и займется

  3. Сергей:

    Как человек, мне Охлобыстин, симпатичен. Искренне любящий жизнь во всех ее красках и пытающийся найти Бога. Но он и сам прекрасно понимает, что как священнослужитель он недопустим. Поэтому и попросил отставки.
    Зачем врать что якобы его отставили из за критики \"серости\".
    И кого он интересно своим поведением привел в православие.
    Я думаю что большинство он оттолкнул от него.
    К сожалению мы слабые люди. И Господь показывает нам наши слабости. И отцу Иоанну трудно отказаться от своих пристрастий и взять свой крест.
    Глупая и пустая статья. Если автор называет отца Дмитрия \"серостью\", о чем вообще можно с ним говорить

  4. Андрей:

    Это кто «серость»? Да отцу Иоанну Охлобыстину до ораторского и проповеднического талант отца Дмитрия Смирнова (ровно как и до его авторитета в Церкви) ещё расти и расти долгие-долгие годы!

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика