Авторы: Святослав Вареня, Юрий Черноморец


Библейские тексты имеют достаточно свидетельств о первенстве(примате) апостола Петра среди Двенадцати. Однако природа и содержания этого первенства  описаны в Писании неопределенно. На первом этапе диалога была предпринята попытка исследовать эти вопросы сугубо в библейском контексте. Сторонами рассмотрены основные спорные отрывка касательно примата Петра.

І. «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мт 16:17-19).

Католическая сторона усматривает в этом отрывке предопределение (или даже назначение) особенного служения ап.Петра как «скалы церкви». Петр особый камень церкви, отличный от других камней-апостолов поскольку будет иметь особую власть ключей:

В Мф 16:19 только Петру (и никому из других Апостолов) Иисус передает ключи Царства небесного. Ключи открывают или закрывают вход в дом. Видно, что это не то же самое что «связывать» и «разрешать» (это остальное относится в первую очередь к правильной интерпретации и правильному употреблению науки Христа).

Текст Мф 16:19 говорит о царстве; тогда здесь есть Царь (Бог), а ключи от ворот его дворца (дворец – это Церковь, которая хотя не идентичная с Царством небесным, но тесно с ним связана). Во время Иисуса ключи от дворца были только у одного человека (ключи были тогда большие, тяжелые, их никто не брал с собой в дорогу). Позиция этого привратника была очень значительна. Не будучи царем, у него была должность решать, кого допускать к царю. Он был настоящим начальником дворца.

Чтобы понять библейское понятие символа ключей, нужно прочитать Ис 22:15-25: получить ключи, значит быть облеченным реальной властью.Так сказал Господь, Господь Саваоф: ступай, пойди к этому царедворцу, к Севне, начальнику дворца [и скажи ему]: что у тебя здесь, и кто здесь у тебя, что ты здесь высекаешь себе гробницу? ….И столкну тебя с места твоего, и свергну тебя со степени твоей. И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина.  И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит».)

Такими есть ключевые библейские основания для особой власти Петра в Церкви. Как он ее проявлял, видно в Новом Завете во многих местах.

Православная сторона

1. Касательно особенной власти ключей на основании Ис 22:

Во-первых, в Ис. 22:22 и Суд 3:25 речь идет о реальном помещении и реальном ключе. Во всех остальных местах Писания речь идет о метафоре — ключах, как некоей возможности. Во-вторых, само понятие Царства Небесного в Новом Завете антиномично: с одной стороны— это внешнее «место», с другой (и гораздо чаще) — оно «внутри вас есть». Именно в отношении к возможности обретать в него, пускать людей в это внутреннее Царство, упрекает Господь фарисеев и книжников, упоминая ключи — «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13), «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лк.11:52).

Вызывает сомнение правомерность отождествления ап. Петра и царедворца. В противном

случае, тем более если мы не заметим «И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит» Отк. 3:7, а только «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. « (Отк. 1:17-18) (т.е. ключи от рая и жизни видимо в другом месте), мы рискуем получить образ ап. Петра из анекдотов — «попадает мужик на небо, а там у ворот Петр с ключами стоит…»

2. В вышеуказаном отрывке Иисус Христос дает Петру обещание, которое исполниться после Его Воскресения, когда дар разрешения грехов будет даровано всем апостолам: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан 20, 22-23). Почему после Воскресения? «Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 18-19). Аналогичное обещание Иисус Христос дает всем апостолом и в Евангелии от Матфея: ««Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

3. Кажется, что в Мф. 18:18 речь идет только об одном виде власти – «решить и вязать», а в Мф. 16: 18-19 речь идет еще о двух дарах: быть камнем Церкви и иметь ключи Царства небесного. Однако, на самом деле в этих отрывках двумя способами сказано об одном и том же служении. Христос обещает Петру то, что тот сможет (как и другие апостолы) разрешать грехи кающихся. Это позволит кающимся входить в Царство небесное. То есть власть разрешать грехи и есть власть ключей в Царство небесное. И быть в Церкви (быть в «еклесии») означает быть избранным от мира. Прибывающие в Церкви спасены от безысходного пребывания во зле, от греховности. Быть в Церкви и означает жить будучи разрешаемым от грехов, имея возможность войти в Царство Небесное. Главная задача церкви – спасать от зла и грехов, открывая путь в Царство Небесное. Повторение одного и того же, но с раскрытием различных аспектов – обычный библейский параллелизм. Таким образом, в 16:18-19 речь идет только об одном виде власти – «решить и вязать», но поясняется, что эта самая власть позволяет существовать церкви и позволяет разрешенным грешникам (а грешники – все, кроме Иисуса Христа) войти в Царство Божие. До спасительного дела Христа, которым основана Церковь все шли в шеол. (Если бы Петр умер до спасительного страдания Христа, то он, как и все оказался бы в шеоле; если бы это было дарование власти, а не обещание, то вышел бы парадокс).

4.Окончательное исполнение обещания дать власть решить и вязать (Мф. 16:18-19 и 18:18) относиться к ниспосланию Святого Духа. Во время этого ниспослания Петру не дано никакой особой благодати. Данная ему благодать – та же самая, что и данная всем другим апостолам. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).

5. В данном случае Петр первым исповедает веру в Господа от имени апостолов и первым получает обещание будущей апостольской власти. Таким выделением Петра Господь поднимает авторитет Петра в глазах апостолов и по сути утверждает этот авторитет. Этими словами Христос как бы начинает подготавливать Петра к роли представителя(лидера) всей «коллегии апостолов». Однако еще не объясняется, в чем конкретно состоит эта его представительская функция.

6.Касательно того, что Петр показывает свою власть ключей во многих местах Нового Завета тем самым являет себя как камень всей Вселенской Церкви.

Эти примеры в первых главах Деяний относятся к исполнению ап.Петром служения предстоятеля-епископа первой помесной Иерусалимской Церкви. По этому здесь и закономерны единоличные действия Петра (кроме того он выступает не как единственный пастырь Иерусалимской церкви, а как старший пастырь в окружении сопастырей-апостолов). Таким образом, неуместно трактовать эти примеры как проявления какой то особой власти ключей Петра на вселенском уровне.

Следует подчеркнуть, что власть решить и вязать (Мф. 16:18-19 и 18:18) , апостольская благодать Святого Духа (Деян. 2:1-4) есть у апостолов не самих по себе, а у них как пребывающих в Церкви. Церковь – собрание, и власть вязать и решить (власть ключей) принадлежит каждому епископу в собрании своей местной церкви и собору апостолов на вселенском уровне. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.» (Мф.18:15-18) Никакой власти ключей у Петра (например утверждение решения собора) отличающейся от власти других апостолов на соборе описанном в Деян. 15 не видно. Также не видно особой власти ключей которая выходила б за рамки иерусалимской общины и в случае когда апостолы вместе соборно решают об устроении благовестия за пределами Иерусалима, и посылают в Самарию Петра и Иоанна (Деян. 8:14).

7. Личное обещания создать Церковь на Петре как на камне скорее всего просто ответ на его личное и первое истинное исповедание среди учеников. Далее в Писании мы узнаем, что камнями на которых создается церковь являются и другие апостолы также засвидетельствовавшие свою веру в Иисуса Христа, Сына Бога Живого. Еф 2:19-22 «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,  быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.» На их учении, и совместном управлении (как на уровне одной общины так и на вселенском уровне) утверждается Вселенская Церковь и обеспечивается ее единство. Единство каждой помесной церкви обеспечивается предстоятелямипископами) которых поставили апостолы.

ІІ. «и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,  да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.  И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,  но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.  Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.  Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.» (Лк.22:29-34)

Эти слова сказаны Христом на Тайной Вечере в присутствии 12и апостолов. Собственно тут впервые приоткрывается содержания лидерской функции Петра. Первенство Петра состоит в утверждении братьев-апостолов в их общем служении. Это естественная черта лидера который вдохновляет и сплачивает команду сослужителей.

Кроме того судить двенадцать колен Израилевых апостолы будут вместе, а не Петр как владелец каких то особенных ключей Царства небесного.

ІІІ. «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» (Иоанн. 21:15-19).

Католическая сторона видит в этом отрывке поручение Петру начать исполнять свое служение как камня и ключника Вселенской Церкви, вселенского Пастыря. Который пасет в т.ч. и братьев-апостолов.

Православная сторона

Господь Христос после своего воскресения сново собрал вокруг себя своих апостолов в т.ч. и Петра который отрекся от Него, и наделил апостолскими полномочиями для служения Церкви Нового Завета:  «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.»

(Иоан.20:21-23)

После этого Иисус еще дополнительно испытывает Петра. («На вопрос, почему Господь трижды спросил Петра, любит ли он Его, святые Отцы дали ответ: потому что Петр трижды отрекся от Христа. Господь захотел его тщательно испытать, пока Петр не заплакал» (св.Николай Сербский. Духовное возрождение Европы, стр. 392)). Как бы удостоверяясь готов ли Петр и в дальнейшем утверждать своих братьев в вере как старший среди них. И на каждый положительный ответ Петра, Господь дает ему поручения: «Паси овец моих!».  Єто отличается от даного всем апостолам поручения проповедовать и учить. Такими особыми словами Христос потверждает первенство Петра среди апостолов после его отречения. Следующие события подтверждают данное толкование: именно Петр выступает как лидер, предстоятель-епископ первой Ерусалимской помесной церкви. При этом он выступает как представител апостолкой колегии и нивкоем случаее не пасет своих братьев по авпостолскому служению как уже говорилось ранее.

Итоги

Из Св. Писания видно как ап.Петр исполняет свою первоапостолскую и первопастирскую функцию в двух контекстах и по разному: в контексте (в рамках) первой поместной Єрусалимской церкви и во вселенском контексте.

Во вселенском контексте заметна его особенный вклад на Апостолском соборе:

«Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они. Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников. После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня…» (Ап.15:6-13)

«…Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, [именно]: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.» (Ап.15:22-23)

Именно авторететное выступление ап.Петра прекратило долгое рассуждение-спор. Можна предположить, что ап.Петр выступил как председателствоваший на соборе, чувствую ответсвенность за то чтобы направить обсуждение в конструктивное русло. Кроме того в соборном письме на первом месте упоминаются апостолы, и естественно чтоб из их чесла ктото председателствовал на соборе. Хотя можна также предположить что председаельствовал Иаков, брат Господен, на правах эпископа церкви на територии которой происходил собор.

Второе проявление первенства Петра во вселенском контексте касается его соборных посланий. Первое и второе соборное послание ап.Петр пишет малоазийским церквям, которые основал ап.Павел. Вероятно Силуан соработник ап.Павла сообщил ап.Петру про тюремное заключение Павла. И Петр осознавая свою ответственность за общее апостолское дело пишет послание чтобы паства ап.Павла не лишалась апостолского окормления.

Писания не содержат посланий ап.Петра которые были бы адресованы всей Вселенской Церкви.

Итак на основании писания мы можем ясно утверждать, что ап.Петр был старшим среди апостолов, представителем колегии апостолов, говорящий от ее имени.  При  этом служение не содержит как их либо признаков монархическового главенства над апостолами.

Представителем колегии апостолов Петра выбрал и назначил Господь Иисус Христос. В Писании нет подтвержления тому, что функция первого апостола является особенным даром (в т.ч. в перечнях харизм не упоминается харизма первого Апостола). Особенные лидерские функция Петра определяются его местом среди апостолов а не даром. (Современная аналогия: есть первый епископ в регионе – патриарх, и другие епископы, которые вместе составляют епископат определенной поместно-региональной Церкви).

За единство Вселенской Церкви отвечали все 12 апостолов во главе с Петром. (А не исключительно ап.Петр)

После смерти ап.Петра первоапостолские функции вероятно начал исполнять ап.Иван, поскольку он вместе с ап.Петром и братом Господним Яковом считались столпами Церкви. («И, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным» Гал.2:9). Также про первоапостолские функции ап.Ивана свидетельствуют его соборные послания написаные после смерти ап.Петра.

В писании нет достаточых подтверждений о том, что ап.Петр имел какой то особый «дар камня и ключей» отличный от апостолского дара других апостолов. Однако следует ислледовать раскрытие слов о камне и ключах в свете Предания Церкви, чтобы выяснить возможность появление такого особенного вселенского харизматического служения. Учитывая аналогию появления особого харизматического служения епископов отличного от служения новозаветных пресвитеров-епископов.

Зато в Писании есть ясное подтверджение соборности: при возникновении первой большой проблемы в Церкви она решалась на соборе апостолов, всех апостолов, которые получили одинаковый дар Святого Духа и одинаковые поломочия.

Соборность Церкви должна выражаться в том, чтобы отношения папы и других патриархов были таким же единством общины, как отношения Петра и других апостолов. Соборность Церкви выражается не в формуле папа+патриархи, ведь на апостольском соборе не было Петр+другие апостолы. Приоретет соборности – и уже в рамках соборности – примат Петра (папы) как старейшины колегии апостолов (патриархов).

Итак, Библия учит о примате собора так же ясно как и старейшинстве Петра.

Но тема с соотношением примата папы и приоритета собора обретает новые измерения и новое звучание в Предании. А именно в Предании Первого тысячелетия находим подчеркивание роли папы. Но в этом же Предании находим и настаивание на приоретете Собора, и преимущественном значении самой Истины.

Поскольку основываясь на Библии, католики не могут требовать от православных призания примата (их понимание отрывков Писания не менее логичное, не менее традиционное и не менее христианское), то важнейшее значение прибретает вопрос о примате папы в Первом Тысячелетии. Ибо как говорит Иосиф Ратцингер: «В том, что касается учения о первенстве, притязания Рима по отношению к Востоку не должны превосходить те, котоыре были сформулированы и выдвинуты в первом тысячелетии». Действительно, большими они не могут быть (например, такими как заявлены на Первом Ватиканском соборе, где выдвигуты претензии большие, чем претензии первого тысячелетия. Но кстати, не могут быть большими претензии. А согласие должно быть меншим претензий. И блажен смиряющийся! Смиряющийся перед собором – патриархов (малый собор) и епископов (вселенский собор). Ведь и Петр был смиренен на апостольском соборе. И был смиренен Божественный Учитель апостола Петра и всех нас – Иисус Христос.


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика