Коллективный ответ жен священников на загибы о.Андрея Ткачева в передаче «На сон грядущим» в беседе о деньгах.

У некоторых людей вызывает удивление (а порой и возмущение), что священникам выплачивается жалование из пожертвований верующих на храм. Видимо, борцам за чужое не-стяжание в голову едва приходит, что священник и его семья – это тоже люди, нуждающиеся в некоторых материальных благах (пище, одежде, крыше над головой), получаемых в обмен лишь на денежные знаки.

Но вот что непонятно совершенно — это подобные высказывания отдельных священнослужителей. Собственно, данная статья и родилась, как горький ответ реальных священнических семей на очень красивые теоретические (но абсолютно оторванные от реальности) высказывания о.Андрея Ткачёва.

Напомним, что прот.Андрей Ткачев в одном из выпусков телепередачи «На сон грядущим» (ТК КРТ, тема «О деньгах») говорит, ссылаясь на ап.Павла: «чтобы не показаться в глазах людей которым он проповедовал стяжателем, Павел у них ничего не брал, и говорил что нуждам моим и тех которые со мною послужили руки мои сии, он был делатель палаток.» Основываясь на 9-ой главе послания ап.Павла к коринфянам, о.Андрей утверждает, что священники «обязаны работать. Кроме того, чтобы служить, и проповедовать, и питать вас Таинствами, мы, как Павел, обязаны работать и быть от вас независимыми», а служить безвозмездно, «ради Христа Иисуса, а не ради хлеба куса». Сегодня, по мнению батюшки, любому священнику необходимо стать независимым от приношений паствы, зарабатывая деньги на светской работе или в собственном подсобном хозяйстве: «сегодня очень важно, чтобы священник параллельно имел образование или юридическое, или педагогическое, или медицинское. Или бы он в селе своем, например, служа, имел бы пасеку, или рыб разводил, или сад, вишневый или яблочный имел. И трудился от рук своих или от ума своего и в карман к пастве не заглядывал…Как Павел делал, и нам так нужно». Вот практический пример решения подобной проблемы, по о.Андрею: «Любой труд полезен. У нас сегодня строится храм, у меня на приходе, и у нас крановщик – священник. Нет на приходе людей, приход вымирает, некому молиться, прокормить свою семью он не может. Он уехал из далекого городка к нам сюда в столицу и на кране между небом и землей висит пять дней в неделю. И там молится и поднимает раствор, кирпич и так далее. А в субботу и воскресенье служит с нами. Независимый от паствы, ну хотя бы потому, что паства такая бедная сегодня стала и малочисленная, вымирающий поселок. Но так или иначе…»

***

Как известно, Св.Писанием можно обосновать всё, что угодно. Для этого достаточно вырвать из общебиблейского контекста отдельные цитаты, подтверждающие собственное богословское мнение. При этом игнорируются все «нежелательные» слова Писания, а главное – общецерковный опыт понимания этих Библейских мест. Именно так возникали расколы и ереси; именно по этой схеме возник протестантизм, продолжающий делиться и дробиться на бесчисленные противоречивые учения, сходные лишь в одном – все они живут «точно по Библии»

К сожалению, Библейскую аргументацию уважаемого и любимого многими о.Андрея Ткачёва, очень выборочно цитирующего ап.Павла в вышеупомянутой передаче, также нельзя назвать добросовестной.

Действительно, ап.Павел неоднократно подчёркивал свою полную материальную независимость от общины, пока в ней жил, учил и проповедовал. Однако он с благодарностью принимал от этой же общины любые дары и пожертвования после своего ухода. Например, трудясь в Фессалониках, и подчёркивая свою независимость от пожертвований фессалоникийской общины, ап.Павел в то же время с благодарностью принимает пожертвования христиан из Филипп, где он трудился несколько раньше: «вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду» (Фил.4:15-17). Точно так, трудясь в Коринфе, и отказываясь принять помощь от коринфян, Павел принимает приношения от Македонских и других церквей: «Другим церквам я причинял издержки, получая [от них] содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии» (2Кор.11:8,9).

Причина такой политика Апостола ясна и вполне оправдана: пока Павел находился в каком-либо месте, он отстаивал свою абсолютную независимость, не будучи обязанным никому. Ведь крайне трудно принять дар от кого-либо, а потом обличить его или проповедовать против него. Пока Павел находился среди филиппийского братства, он не мог быть обязанным кому-либо. Но после его ухода условия изменились. Тогда он мог принять любой дар, доказывавший любовь филиппийцев к нему, ибо тогда он не был обязан кому-либо в Филиппах. Столь же невозможным было для Павла принять материальную поддержку от коринфян, пока он находился у них и сохранять необходимую независимость. Он не был непоследовательным, а лишь поступал мудро (комментарий Баркли).

При этом не нужно забывать тот факт, что белое (т.е.женатое) духовенство не может следовать примеру ап.Павла просто потому, что Павел не имел семьи и детей. Священнику нужно не только печься о собственном пропитании, но и о том, чем кормить семью, – и это в условиях постсоветской церковной разрухи, когда большинство приходов требуют максимального внимания и сил священнослужителя. Нередка следующая картина, которую застаёт среднестатистический батюшка, приехав на свой приход: храм, требующий ремонта (варианты: храм полуразрушен/ разрушен/храма нет совсем — его священник сам должен будет построить); весьма малочисленные прихожане, чьи познания в Православии сводятся к набору псевдоцерковных примет и суеверий; отсутствие людей, знающих устав и способных петь-читать на клиросе; засилие сект или откровенного язычества и т.д. Если священник в таких условиях будет «плести палатки», чтобы прокормить семью, кто будет заниматься миссионерством? Кто будет искать благодетелей для строительства разрушенных храмов и восстанавливать эти храмы? Кто будет посещать людей на дому? Кто будет вырывать заблудших из рук сектантов, наводнивших наши города и сёла?
Св.Писание неоднократно подчёркивает право благовествователей питаться от пожертвований. «Трудящийся достоин награды за труды», — говорит Спаситель, посылая апостолов на проповедь (Лук.10:7). «Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне», — пишет ап.Павел филиппийским христианам, присылающим ему пожертвования для продолжения его миссионерских трудов (Фил.4:10). Сам Апостол, не имевший жены и детей, и возможно именно по этой причине не всегда пользовавшийся своим правом «питаться от святилища» (1 Кор.9:13), в отличие от о.Андрея, отстаивает это право для других священнослужителей. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» — даёт ап.Павел последние наставления Тимофею незадолго до своей казни (1Тим.5:17,18). Он призывает Тимофея, не смущаясь, принимать материальную помощь общины (комментарий Брюссельской Библии на 2 Тим.2:4-6).

Причина этого вполне ясна: священство – это не ремесло, а служение, подобное службе военного. Чтобы в нём совершенствоваться, человек в идеале не должен распыляться на заботу о пропитании. В первом официальном собрании законов Римской империи – Кодексе Феодосия – сказано: «Мы запрещаем людям, занятым на военной службе, заниматься гражданскими профессиями». Говоря о священстве в контексте материального обеспечения священнослужителя, ап.Павел сравнивает его именно с военной службой: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании?» (1Кор.9:7), «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2Тим.2:4). Солдат — это только солдат, также и священник – это только священник, который должен сконцентрировать все свое время, все свои силы, и что особенно немаловажно – все свои помыслы на служении. Если все офицеры большую часть времени начнут заниматься частным извозом или разгрузкой вагонов – армии конец. Если все священники большую часть времени начнут тратить на зарабатывание денег – конец Церкви.

Об этом же говорит и Устав Православной Церкви: об обязанности (а не добровольности) прихожан содержать своего священника. Хорошо, когда священнику удается совмещать свою пастырскую работу со светской, но практика показывает, что это далеко не всегда возможно без ущерба для священнического служения. Для того, чтобы приход жил, священник должен жить приходом, а не посторонней работой и мыслями о заработке на хлеб насущный, что нам и предлагает о.Андрей. «Нехорошо, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян.6:2); именно поэтому – чтобы забота о его собственном столе не заменяла священнику заботы о проповеди Слова Божия — в некоторых поместных Православных Церквях (например, Кипрской) священнослужителям вообще не разрешаются никакие подработки на стороне. Того же мнения придерживается и нынешний Патриарх Московский Кирилл: приходской священник не должен быть «обременен постоянными поисками средств на содержание себя и своей семьи», он не должен искать подработки на светских должностях, но должен полностью сконцентрироваться на своём служении (из доклада Патриарха на епархиальном собрании, Москва, декабрь 2009 г)

Вопрос о том, на какие средства должен жить священник и его семья – гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Дело здесь в том, как мы на самом деле относимся к священнику и его служению. Считаем ли мы, что священство – это не более, чем хобби, которым достаточно заниматься пару раз в неделю в перерывах между основной работой (крановщиком, юристом или учителем), причём священник сам же должен это «хобби» оплачивать? Или же мы признаём, что священство – это самоотверженное служение, которое должно занимать все силы и время служителя? В той клятве, которую даёт любой священник перед рукоположением, есть такие слова, что отныне он полностью посвящает себя служению Алтарю и приходу. Совершенно непонятно стремление о.Андрея превратить всех священников в светских работников, изредка исполняющих своё служение в нерабочее время. Ненормальна ситуация, когда священник вынужден пренебрегать своими обязанностями пастыря и искать другой способ поддержать материальное состояние своей семьи и своего храма. Такой человек просто будет не в состоянии часто служить, проповедовать, миссионерствовать, восстанавливать храмы, посещать школы, больницы, тюрьмы, ездить в отдаленные села и деревни, в которых нет собственных храмов, заниматься самообразованием — т.е. исполнять свои прямые священнические обязанности.

Почему получать деньги от служения — это «стяжательство», а всю неделю, вместо заботы о храме и пастве, пахать на свой карман — это не стяжательство, не обворовывание собственных прихожан? Батюшка столько раз говорит о том, что священник обязан работать: как можно меньше брать от прихожан, и как можно больше зарабатывать самостоятельно. Именно обязан. Встает вопрос: а кто тогда обязан служить, если священник большую часть своего времени будет занят зарабатыванием денег для себя? Кто обязан в любой момент все бросить и поехать за несколько десятков километров напутствовать умирающего в глухом селе? Кто обязан в любое время по телефонному звонку, даже ночью окормить пасомого? Кто обязан искать спонсоров для строительства храма, а затем и строить сам храм, беря на себя функции администратора, прораба и завхоза в одном лице? Кто кроме священника обязан остановить самоубийцу, заниматься с молодежью, доказывать администрации, что жизнь района надо улучшать, и брать на себя конкретные шаги по улучшению? Нет, оказывается, 5 дней в неделю он должен быть крановщиком, и лишь иногда, в свободное от этой работы время,  — ещё и священником. Двум господам работать…

Если мы хотим, чтоб священник был «без страха и упрека», умел катехизировать, вести полемику с иноверцами, посоветовать в жизненной ситуации, был молитвенником и эрудитом хотя бы в своей области (а для священника желательно наличие еще и светского образования) — тогда он должен заниматься только своим делом, как хирург, как учитель. Если мы говорим хирургу, чтоб он оперировал за бесплатно, а по ночам подъезды мыл, то сами будем виноваты, когда попадем на операцию к человеку, засыпающему в оперблоке и потерявшему квалификацию.

Пример, который привел о.Андрей в конце беседы, вообще не следовало бы озвучивать зрителям, тем более в положительном ключе. Ситуация священника, бросившего нищий приход и семью, ради работы на стройке в столице – это позор и развал нашей Церкви, который нам предлагается поддержать! Это должно стать болью каждого православного: и мирянина, и священника, и архипастыря. Если к настоятелю большого прихода приходит его бедствующий собрат, то предложить ему работу на кране – это не помощь, но следующий шаг, подталкивающий священника ещё дальше в мiр, отдаляющий его ещё больше от паствы и Престола. А почему бы о.Андрею не помочь бедному батюшке по-другому? Можно на своем приходе организовывать регулярный целевой сбор средств для бедствующего прихода. Можно заглянуть в свою ризницу – а вдруг там есть комплект облачения, который может еще быть использован по назначению, а не пылиться в ненужности и забвении в закромах. Так же можно поступить и с книгами, и с церковной утварью. В любом случае помощь и внимание дадут силы бедному священнику, поддержку и ощущение того, что он не брошен, что он не один, ведь уныние идет под руку с бедностью. Стоит упомянуть и еще один момент: строительные специальности имеют повышенный риск травматизма. Сможет ли продолжать служение священник, в случае, если, не дай Бог, с ним произойдет несчастный случай?

Если верить Руссо, французская королева Мария –Антуанетта, будучи оповещенной о голоде среди французских крестьян, ответила буквально следующее: «Если у них нет хлеба, то пусть едят пирожные!». Один из Российских губернаторов, комментируя журналистам ситуацию с пробками на Ленинградском шоссе,  предложил автолюбителям пересаживаться на вертолеты: «Я летаю на вертолете. Вам тоже надо покупать вертолеты вместо машин». Не менее легкомысленным является и призыв известного (и, очевидно, небедного) столичного настоятеля отказываться от священнических зарплат и искать средства для жизни подработками на стороне.

Неужели жизнь о.Андрея совершенно оторвана от той реальности, в которой живёт абсолютное большинство его собратьев-священников? Скорее всего, он просто не знает о том, что многие рядовые священники имеют максимум 1-2 выходных в неделю, служат годами без отпусков, и при этом вынуждены содержать семьи (часто многодетные) на весьма скромную священническую зарплату. Как в таких условиях возможно содержать семью на какие-то иные доходы? Какому работодателю нужен такой работник, у которого постоянно то службы среди недели, то отпевания, то венчания, то Крещения?

Священник всегда несет ответственность за свои слова: ответственность и перед зрителями, и перед своими же собратьями-священниками. Тем более, если эти слова противоречат Св.Писанию, а сказаны на такую обширную аудиторию. Не забыл ли об этом о.Андрей?

Слова о.Андрея вызвали недоумение и несогласие среди жен православных священнослужителей: среди тех женщин, которые изо дня в день видят все тяготы священнического служения и являются зачастую первыми помощницами своих мужей. Эта статья, собственно, и родилась в результате интернет-дискуссии между супругами священников ПЦ. Вот что пишут матушки комментирую выступление о.Андрея:

Елена, 45 лет, Россия: Я вот посмотрела и думаю, где взять еще 24 часа в сутки, или хотя бы 12, чтобы работать еще где-то, кроме служения в церкви? Наш Владыка благословляет на мирскую работу в очень исключительных случаях. Мой муж работал, пока не стал настоятелем. А потом физически не стало  времени.

Мария, 50 лет, Россия: Не знаю, когда можно работать. И так мой муж в отпуске лет 15 не был. А среди недели тогда как служить? Какой работодатель будет постоянно отпускать работника на службы и требы? Осталось еще врачей и учителей послать разгружать вагоны и кирпич класть — а лечить и учить будут в свои выходные.

Ужаснула ситуация священника-крановщика: и дети у него как сад-огород растут, и жена старится, не видя свою половинку годами. После нескольких лет такой жизни, все заработанное батюшка истратит на свое лечение и еще не хватит. Не может человек трудиться без выходных и праздников. Есть предел физическим возможностям организма.

Екатерина, 25 лет, Россия: И без того очень грустно и больно от того, какие зарплаты получают священники. Их просто не хватает на жизнь. Возникает ужасное противоречие: священники должны посвящать себя служению, а им приходится посвящать себя выживанию. Все больше убеждаюсь, что гораздо удобнее вести жизнь христианскую будучи семьей прихожан, а не семьей священнослужителя. Так много говорится про взаимопомощь и христианское милосердие, но на деле … если уж пошел на подвиг (служение в сане, рождение многих детей без хорошего материального обеспечения), то рассчитывать стоит только на Бога и на себя. Что касается подработки — это просто смешно. Где может подрабатывать человек, у которого максимум  полтора выходных в неделю?

Светлана, 35 лет, Россия: В городском храме, к сожалению, благочинный-настоятель не понимает как жить многодетному отцу с семьёй на зарплату чуть больше прожиточного минимума. Не жалуюсь: слава Богу не голодаем, есть что одеть, пусть и не всегда новое.

Александра, 39 лет, Россия: Мой муж служит 5 дней в неделю, а в два «выходных» ходит на работу. Понятно, что за два дня в неделю много денег не заработаешь. Да и не увольняют его только потому что он там много лет трудится. В храме муж старается не распространяться о том, что работает. Только долго ли человек может прожить без выходных?

Татьяна, 38 лет, Россия: У моего мужа выходных нет вообще. В прежней епархии за 14 с лишним лет служения вынужденные выходные дни можно посчитать по пальцам, и 2 раза за это время отпуск по 2 недели. На нынешнем одноштатном приходе выходных дней в принципе не бывает, за лето с семьей провел два раза сутки — приезжал к нам в деревню. Служить в храме мой муж любит, и работать умеет: постоянно помогает наладить то отопление, то электрику в храмах, то закупает для других храмов необходимое, решает много вопросов. Постоянно что-то строит или восстанавливает.

На семью только совсем нет времени, и мне кажется, что многие годы, когда на семью не было сил и времени, не прошли даром: он живет интересами прихода, благочиния, епархии, дальних храмов, а мне приходится дома быть и за папу, и за маму. Семья многодетная, бабушки и дедушки живут далеко. Я сейчас вынуждена выйти на работу, потому что зарплаты мужа хватает впритык, он из храма копейку лишнюю не возьмет. Продукты сама закупаю, таскаю все, даже картофель…

Ксения, 40 лет, Россия: Как плановик, буду раскладывать все по полочкам.

1. По поводу сада. Вообще о.Андрей в реальной жизни живет или он в своем выдуманном мире проживает? Сад это самое затратное производство. Сначала надо вырастить деревья в течении 4-5 лет, что оно стало плодоносить, а потом надо сразу решать проблему с реализацией своей продукции, а так как сейчас перерабатывающих заводов мало и они имеют свои теплицы и сады, то с садом ты точно можешь крупно прогореть. При этом не факт, что вложив в это деньги, ты их себе вернешь. Есть такой парадокс на Руси — морозы и деревья могут просто вымерзнуть, что у нас и случилось в прошлом году. Влетели мы в копеечку.

2. Пчелы. Надо иметь как минимум для начального старта около 780 тыс. руб. Хорошая семья пчел стоит очень дорого. А одной семьей не обойдешься. Так же надо строить им улья, делать подкормки, содержать их на лугах, поить при жаре. Это все очень трудоемкое дело. Да и вся живность не терпит к себе хладного отношения, сельхоз работами надо жить и много времени этому уделять: с рассветом вставать, а с предрассветом ложиться.

А когда тогда служить?

Анна, 31 год, Украина: Хорошо звучит: разводить рыб, держать пасеку, выращивать сад. Почему же тогда практически все жители села, у которых «жить от земли» единственный источник дохода, едва сводят концы с концами? О.Андрей просто не представляет себе, каково это: держать хозяйство, чтобы оно не просто не было в убыток, но ещё и давало хоть какой-то доход. Фермерство сегодня убыточно: еле выживают те, кто только им и занимается почти сутки напролёт.

Конечно, любой батюшка в селе старается иметь огород и по возможности птиц, корову. Но это скорее подспорье для собственной семьи, но никак не дополнительный приработок. Чтобы священнику заниматься сельским хозяйством всерьёз, т.е. для зарабатывания денег, ему нужно будет полностью отказаться от любой миссионерской, катехизаторской деятельности, и 16-18 часов в сутки посвящать работе на себя.

Юлия, 32 года, Россия: Как же священник будем независим, если он на светской работе? Ну и прижми его с этой работой, и вся независимость полетела прахом. Плюс моральное. Я еще помню, когда муж был на приходе «отец Димитрий», а на работе «Дима, какого *** так с клиентом говорил?» Если батюшка может быть юристом, журналистом, еще кем… под таким прессингом он уйдет и лучше будет хорошим юристом, чем плохим батюшкой, ищущим, где б заработать.

Сейчас в связи со строительством храма, мужа вижу только по ночам, службы — требы — встречи — стройка. И потом кто-то будет мораль читать, что остающиеся 5-6 часов на сон ему надо провести на кране?

А еще не понимаю, зачем так было о. Андрею в первых же словах передачи оскорблять свою паству. Ап.Павел не хотел смущать язычников. Неужели о.Андрей и вправду считает, что все прихожане сплошь «язычники», которые искушаются тем, что батюшка должен на что-то жить? 2000 лет прошло от Рождества Христова — а «сознательных» христиан так и не появилось?

Юлия, 25 лет, Россия: Мне кажется, если будут вынуждать священников работать, многие будут просто уходить от служения. Я понимаю, если бы наше священство служило в таких же условиях, как на Западе. Там священник вообще не решает хозяйственно-бытовые проблемы храма: пришел раз в неделю, отслужил — и свободен, а обо всем остальном думает староста или группа актива. У нас же священники всю неделю не могут отлучиться от храма: без конца реставрируют, ремонтируют, благоустраивают территорию, мотаются по епархиальным делам, несут послушания. Какая работа в таких условиях?

Надежда, 29 лет. Украина: Никогда не подумала бы, что о.Андрей настолько оторван от реальности… Священник, который работает крановщиком из-за того, что не может прокормить семью — это трагедия. Это боль Церкви. Я знаю такого, каменщика. Это его личная трагедия. Не потому, что ему кирпич класть не хочется, а потому, что он не может в полной мере заниматься тем, к чему призван. Еще одного батюшку знаю, он сезонно комбайнером работает. Но во время сезона вспашки и сбора урожая он не в состоянии ни крестить, ни отпевать, ни соборовать ничего…

Нет ничего хорошего и нормального в ситуации, когда священник вынужден работать, чтобы не умереть с голоду. Другое дело, когда у него есть такая возможность и она не мешает его служению тогда да, это его выбор: и он доволен, и служение не страдает. А если возможности нет? А если это еще и осудят? А если придется оставить семью, уйти за штат и уехать в столицу класть кирпич?  Не в форме о.Андрей явно в этой передаче, при всем моем к нему уважении…

О.Андрей забыл, что белое священство не может следовать примеру ап.Павла, потому что Павел был не женат и не имел детей. И отказываться от жертвы, чтобы не выглядеть стяжателем большинство священников просто не в состоянии. Не могут позволить себе такую роскошь.

24 Responses to Трудящийся достоин награды…

  1. русская:

    Священник должен питаться от жертвенника, и приход обязан содержать священника( если приход не из 5 человек).Ну а если из 5 человек, то и настоятель должен быть монах — ему посильно и спасительно. А если приход не хочет содержать священника, то такому приходу священник и не нужен, они сами служить будут)))

  2. Cтальная:

    Священник Георгий, пожалуйста,прочитайте внимательно статью…вот цитата из нее
    «Другое дело, когда у него есть такая возможность и она не мешает его служению – тогда да, это его выбор: и он доволен, и служение не страдает.»
    Это,насколько я поняла,ваша ситуация. Но в статье по большому счету говориться о том,что о.Андрей пытается обязать,да что там пытается,так и говорит,что священник вообще ОБЯЗАН работать.Прочитайте пожалуйста батюшку который писал до вас
    «Но для проповеднической работы на приходе времени практически нет. Та же самая подготовка к Литургии, проповеди, лекции, самообразование – страдает все. »
    Разве это нормально,когда из-за работы страдает служение? Не всем повезло так,как вам, и для большинства светская работа это- потерянное полноценное служение.А о.Андрей пытается нас убедить,что когда «страдает все» это норма.

  3. Священник Георгий:

    Я служу священником в селе, семья(четверо детей).
    Работаю преподавателем в университете в городе. Работать мне необходимо, так как дети, нет собственного жилья, снимаю. Приход поднимаю с нуля. Храма нет, идет стройка. Если я не буду работать, мне нечего будет предложить своей семье. И это участь многих сельских батюшек. А в городе конечно есть возможность как-то прокормится близ алтаря. Поэтому никого не надо осуждать. Все выживают, как могут. Кроме того мне нравится работать и служить. Это безусловно дает некоторую независимость, потом ты ближе к людям(тут же идет миссия), и здорово служить после трудовых будней, служба тебе в радость и также нужна так же как и людям.

  4. свящ. Анатолий:

    Как работающий священник скажу чесно — совмещать работу и служение можно, но очень трудно. 5 дней в неделю мозги работают совсем в другом направлении. Благо работа спокойная с компьютером, можно слушать паралельно Осипова или что-то еще. С работодателем договорился по поводу праздников, требов. Но для проповеднической работы на приходе времени практически нет. Та же самая подготовка к Литургии, проповеди, лекции, самообразование — страдает все. Физически и морально выматываешся. Выходных пол дня — в субботу (если нет службы утром).

  5. Анна:

    Александр Бойко, Вы тоже содержите свою семью на деньги, заработанные в течение 1-2 дней в неделю (когда священник только и имеет время работать)?

    Вообще-то по большому счёту выступать против высказанной точки зрения имеют право лишь священники, поскольку они знает реальное положение вещей.

  6. Claire:

    Несогласие с точкой зрения конкретного священника не есть обливание его грязью. Или, по-вашему, точка зрения о.Андрея – это Истина, не подлежащая обсуждению?
    Если у Вас есть какие-либо конкретные мысли по теме, затронутой в статье, то желательно было бы именно их услышать, а не абстрактное обвинение жен священнослужителей в обливании грязью о.Андрея.

  7. Эвелина:

    Какая прекрасная манипуляция.Ловкая, умелая. Я все ждала, когда отца Андрея начнут поливать грязью. Сколько я раз сталкивалась в Киеве с ситуацией, когда Батюшка строгий, надоесть слушать одно и тоже от прихожан и скажет как есть и начинается-бунт, сплетни, гадости, поиск другого духовника, клеймо отступничества и даже письма в епархию. А на поверку оказывалось, что люди сами потерялись и работают не над собой, а ищут удобного священника. Я могу много реальных примеров привести. А с Андреем Ткачевым просто более заметно так, как он публичный человек.

    Claire Reply:

    Несогласие с точкой зрения конкретного священника не есть обливание его грязью. Или, по-вашему, точка зрения о.Андрея — это Истина, не подлежащая обсуждению?
    Если у Вас есть какие-либо конкретные мысли по теме, затронутой в статье, то желательно было бы именно их услышать, а не абстрактное обвинение жен священнослужителей в обливании грязью о.Андрея.

  8. елена:

    Александр, вы статью внимательно читали? Вы согласны со священником, который аргументирует свое личное мнение, подстраивая вырванные из контекста цитаты Писания? Вы согласны со священником, который противоречит Патриарху? Вы согласны со священником, который оторван от реальности?
    По вашему, если священник только служит этого мало? Как часто вы видите реальную работу священника? Как часто вы уходите из дома в 6 утра и возвращаетесь после 10 вечера? На вашей ответственности лежит духовное здоровье десятков человек?
    Я бы и многие другие вопросы хотела задать, но пока жду ответов хотя бы на эти. Честных ответов

  9. Александр Бойко:

    Чего бы там не говорили, а я с отцом Андреем согласен, по поводу его последнего выступления о светской работе священников. Матушек понять можно. Я не пишу с неба, как небожитель, у меня двое детей, съемная квартира, тоже не легко. Мне кажет…ся, работа в миру для священника, это как поездка в метро для олигарха, или человека из высшего света — чтобы не терять нить, настрой так сказать, одной жизни с народом. А то священик или с жиру бесится, когда не знает что такое заработать одну гривну, или же витает в облаках, считает что вообще деньги — это грех, и нужно жить чем Бог послал, и прихожанам также нужно жить — и то и другое крайности. Пускай работают, а то часто я наблюдал такую картину, что священники вообще забывают что такое работать. Отец Андрей в числе трудоголиков.

  10. священник столичный:

    о священнических женах и детях…
    о всем мире, таком укорененном во зле…

  11. священник столичный:

    Восплачем други.
    Именно плакать в таких случаях нужно. о священнике Андрее Ткачеве, о священниках нищих и убогих, о прихожанах жадных, о мне грешнем и недостойнем рабе Божием.

  12. Helen:

    Dear A.J.,
    Could you please not call a woman that you do not know \"dear\", especially in a debate? In Russia (and in Ukraine) it is considered very impolite (I think, in England too).
    It would also help, that after spending eight years in Ukraine, you would demonstrate a knowledge on the language and do not force your readers to reach for their dictionaries.

  13. Анна:

    Дорогой А.J.! Конечно, Ві имеете полное право на собственное мнение. Однако для нас мнение нашего Патриарха всё же важнее, чем Ваше, или о.Андрея Ткачёва.

    Вот что Патриарх Кирилл говорил на епархиальном собрании ещё в декабре 2009 года:

    Вместе с тем, следует иметь в виду, что возрастание в навыке душепопечения и пастырского окормления возможно тогда, когда приходской священник не обременен постоянными поисками средств на содержание себя и своей семьи.

    Человек, посвящая свою жизнь Богу и Церкви, должен ставить это служение на первое место, и «не искать своего» (см. 1Кор. 13:5). Если же он будет всецело погружен в собственные бытовые попечения, в заботы о наилучшем устроении жизни своего семейства, то скорее всего он ничего не достигнет ни в одном из своих деланий. Вместе с тем, всецелое посвящение клирика своему служению налагает ответственность на начальствующих над ним ─ в первую очередь настоятелей, которые должны озаботиться тем, чтобы священнослужитель материально не бедствовал.

    …настоятелям следует помнить, что невнимательное отношение к нуждам клириков понуждает их искать дополнительные средства к существованию за счет требоисполнения, которое поглощает большую часть времени, а порой и за счет работы по совместительству на светских должностях.

  14. A.J.:

    dear, Stalnaja if i would have russian on my mobile i would gladly writtem all my comments in russian or ukrainian, but sadly i dont have it here and writing in translit i just dont like. So… Read my comments more carefully please, believe me i do have knowledge of the situation throwout the ukraine country, a was lucky enough to gain it first hand through work, and it is priceless, for true. If you can\’t cope with the fact that oppinions may differ, as well as the ehperience, what can i say to that? Forgive me for the Lord if i was in any way shape or form too plain. And as an \"otsider\" can only retire now, with the understanding that i wount be able to overcome the \"traditional dictatorship\" here, if i was offensive or engered someone, again, please forgive me, a sinner.

  15. Стальная:

    A.J не могли бы вы писать по-русски,раз уж вы столько лет провели в Украине..чтодо православных священников в Англии и Украине.то ситуация очень отличается.Как и ситуация на различных приходах в Украине. Священник который служит в Крупном городском храме и священник который служит в далеком сельском приходе,который был практически полностью уничтожен в советские времена находятся в разном положении…. Да,может быть для священников в Англии светская работа — это выход из бедственного положения.Но для многих священников в Украине работать где-то это значит оставить вверенный ему приход в полном упадке.А если священник не будет заниматься приходом,не будет искать спонсоров для строительства храма,не будет заниматься проповедью,кто будет за него это делать…У нас в стране специфическое положение.Основная задача Церкви сегодня — победить атеизм.А как это сделать,если священник вместо проповеди будет сидеть на кране? да что мне вам говорить,почитайте то,что пишут матушки,жены священников…Их комментарии говорят сами за себя…Для того,чтоб понять всю ситуацию,мало тут учиться и заниматься благотворительностью,тут надо жить,надо видеть проблемы изнутри… Причем не только в Киеве,а по всей стране.

  16. A.J.:

    respectable Stal\\\’naja, off course my experience end cnoledje is limited, and eight years that i spend in the ukraine are not enough to grasp all of the complecsity of the situation, but let me say this, i had poslushanie in one of the kievs churches for five years through that time i saw, learned and absorbed how really, in times unberably hard it is for an unvealthy parish to survive, how i wount be afraid to say so, courageous is the service of a humble priest. With the help of the parish people, donations and almsgiving, many things are possible i saw it with my own eyes ive experienced it both as a lay person and as a charity volunteer. But it is not my point iver! I know priests from different parts of ukraine, and still after years passed try as best as i can to help them and their familie if i can do something for them, and still it does occure to me that a working priest is a good idea, ohh and by the way, try to live in my country where orthodohy is a minority, some times sicretly persecuted and atacked, where some times there is no other support as only fellow orthodox belivers, trying to hope that priest will be ok while traveling to serve through a muslim area, and then may be you will have an insight to my idea. Don\\\’t judge so harshly dear, in the end its only my opinion, and it is just personal.

  17. Анна:

    Самое интересное, что уж о.Андрей-то наверняка берёт мзду за благовествование(выражаясь его же терминологией) — не за бесплатно же он передачи ведёт, и статьи пишет. Свой труд миссионерский он весьма уважает, и деньги за него берёт, очевидно, немалые, — раз уж может себе позволить не брать священническую зарплату. А вот служение других ему, очевидно, не кажется достойным

  18. Анна:

    Попробуйте прокормить семью, работая 1-2 дня в неделю (это максимум выходных, которые имеет священник, и в которые он теоретически может работать) — возможно, поймёте противоположную позицию уже не частково

  19. Стальная:

    Яна, самое неприятное,то,что о.Андрей не работает на кране и раствор не месит,чтобы семью прокормить…У него не та ситуация.А вот говорить слова которые многие могут воспринять именно как \\\\"уличение дармоедов\\\\" у него хорошо получается…забывает только батюшка,что те же сектанты,в большинстве своем,проповедуют не за свои кровные на кране заработанные,а на пожертвования \\\\"братьев из запада\\\\", зачастую и не работают вообще,а занимаются исключительно проповедью.Я это говорю,как человек знакомы с сектантской изнанкой. Пусть наши отцы разбегутся по работам и предоставят им еще большее поле деятельности,пусть батюшка будет кем-то кого можно увидеть только в воскресенье…И то,уже забыв зачем он вообще нужен,если про Бога в любое время вам пастор расскажет,когда батюшка будет на стройке пахать…

  20. Яна:

    Абсолютно согласна со статьей и мнением жен священников. Тем, кто за о.Андрея скажу вот что — он не имеет ни пасеки насколько я знаю, ни сада, живет в городе, он не жена священника, которой надо все самой тянуть на себе и думать как прожить на эти деньги. А то как семья священника- так многодетной должна быть пример показывать, тут пример показывать, там.. А как это осуществить кто-то подумал? Говорить так как о.Андрей может тот — кто имеет успешный опыт такой жизни. И кто его имеет? Знаю одного батюшку- он всего себя отдал людям, миссионерству, приходу, детям. Не знаю как его жене- наверняка сложно, но к нему очереди на исповедь стоят, издалека едут. Потому что знают он поможет. Знаю другой приход — где уже и не знают как денег получить на приход, уже обеды платные устраивают. ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ ПОВЕРНУТЬСЯ К ЛЮДЯМ И НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ЧТО_ТО УЖЕ. Я вижу только то- что кто отдает себя служению, людям, Богоугодным делам Бог не оставит. Он соберет возле такого батюшки людей, откроет их сердца. Почему-то протестанты уезжают в глубинки и разводят там деятельность. ПОчему? ПОтому что люди не верят что кому-то могут быть нужны. А протестанты знают как дать понять что нужны. Так что от этих зазнайских советов как всегда неприятно в душе. Для кого весь этот бред? Конечно, хорошо если священник еще как-то может подрабатывать, но не в ущерб приходу. Интересно какова цель этой передачи? Уличить дармоедов? Они все равно будут дармоедничать. Уличить тех кто все время отдает церкви, которая и так считают что все инициативы должны быть бесплатны и качественны? Чтобы они оставили свои добрые дела и пошли на заработки? Или чтобы многие люди кивнули и сказали- ох зрит в корень! попы зажрались совсем! какой молодец о.Андрей обличил их всех! В чем цель вообще этого? В общем надо чтобы остались в цервки только те для кого церковь это хобби. и отношение будет соответствующим к приходу. отслужили и бегом домой :)

  21. Дмитро:

    Ого, не чекав такого від о. Андрія. Виявляється, він може і нормальні речі говорити, а не тільки закликати бити жінок і тягнути Україну в \"русскій мір\".

    Хоч протилежну позицію я теж частково розумію.

  22. Стальная:

    Отвечая предыдущему комментатору…Для того,чтобы понять всю ситуацию в НАШЕЙ стране,здесь нужно не только пожить или быть студентом,который лично знает о.Андрея, тут нужно послужить,увидеть ситуации на других приходах и ЛИЧНО быть знакомым со священниками,которые служат на приходах и отдают свою жизнь на их восстановление….Дорогой друг,у вас другая страна и другая ситуация,не меряйте нас своей мерой пожалуйста… А то,что это у о.Анрея загибы,так это определенно…не ожидала такого от батюшки.

  23. A.J.:

    i am just a lay person, not a wife of a priest, or a church choir director, but i was a student in kiev for years, and so i know father andrew personally and experienced ,,orthodox situation,, in the country first hand and think that the idea that is vocalised in the tv program is… Briliant. Off course every situation differs, but from my own point of view if the priest have a lay job and servese it\’s only for the better. My church piest now, works and serves in the same time, and he has 6, yes six, children to feed, despite the fact that it is in the uk, its hard, but it is for he better for the comunity, on my opinion, people become more responsible, and take faith itself more seriously through fathers example, knowing that he strugles as any other person but also puts his trust to the lord first.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика