– Как вы оцениваете вопрос разделения православных в Украине? Почему в принципе, на ваш взгляд, возникло это явление в Украине? Каковы предпосылки были для этого? Чего добиваются представители УАПЦ и УПЦ КП?

Прежде всего, касаясь вопроса разделения в украинском Православии, необходимо исходить из того, что на рубеже конца 80-х – начале 90-х годов ХХ века Украина возродила свою, ранее утраченную не по своей воле, государственную независимость, а Украинская Православная Церковь  восстановила свой  исторически первоначальный каноническо-правовой статус независимости в управлении с широкими правами автономии.

Для более правильного понимания церковного вопроса в Украине, необходимо исходить не с точки зрения московского видения под углом бывшего и временного пребывания украинских земель в составе Российской империи или в Совестком Союзе, а с точки зрения новых исторических реалий возрождения украинской государственности и утверждения естественого права украинского народа на свое государственно-терьториальное самоопределение, в том числе и в вопросах церковной жизни.

Естественно, что в условиях новой государственно-политической ситуации, в Украине на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века закономерно возник и вопрос о каноническо-правовом статусе Украинской Православной Церкви, которой в 2012 году исполнится 1150 лет со дня основания Киевской Митрополии (со времен крещения Киевской Руси Великим князем Оскольдом из рода киевского князя Кия).

Соотвественно среди множества прихожан Православной Церкви в Украине, как и среди её духовенства, епископата в  конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века был поднят вопрос о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в управлении. Принимая во внимание современные исторические вызовы и пожелания православных верующих в Украине, украинский епископат обратился с соответсвующим обращением к Святейшему Алексию ІІ, Патриарху  Московскому и всея Руси, а также к Архирейскому Собору Русской Православной Церкви.

Определением Архиерейского собора Русской Православной Церкви от 25 – 27 октября 1990 года и Грамотой (Томосом) Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси от 27 октября 1990 года, Украинской Православной Церкви возвращено исторически-канонический статус независимой и самостоятельной в своем управлении с правами широкой автономии. Эти исторические решения были утверждены постановлениями Помесного Собора Русской Православной Церкви от 27 – 29 января 2009 года и закреплены в новой редакции Устава РПЦ.

Буквально выше изложенные церковные документы относительно возрожденного каноническо-правового статуса Украинской Православной Церкви звучат следующим образом:

«1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении.

3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским єпископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, утверждает и упраздняет епархии в пределах Украины» (Извлечение из Определения Архиерейского собора Русской Православной Церкви «Об Украинской Православной Церкви» от 25 – 27 октября 1990 года»);

«… Благословляем через настоящую Грамоту нашей силою Всесвятого и Животворящего Духа быть отныне Православной Украинской Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении…» (Извлечение из «Грамоты Алексия второго, Божею милостию Патриарха Московского и всея Руси Митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету» от 27 октября 1990 года);

«Глава VIII, п. 18. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии.

В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси» (Извлечение из главы VІІІ, п. 18 Устава Русской Православной Церкви).

С возрождением украинской государственности и провозглашением 24 августа 1991 года государственной независимости Украины,  собравшийся в Киеве 1 – 3 ноября 1991 года Собор Украинской Православной Церкви (под председательством, в то время, Блаженнейшего Филарета (Денисенко), Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Митрополита Киевского и всея Украины, постоянного члена Священного Синода РПЦ, в свое время местоблюстителя Патриаршего престола РПЦ и поддержанного всем епископатом УПЦ) принимает постановление и обращение к Святейшему Алексию ІІ, Патриарху Московскому и всея Руси и епископату Русской Православной Церкви о предоставлении Украинской Православной Церкви полной самостоятельности (автокефалии), как правонаследнице исторической Киевской Митрополии.

Рассмотрев обращение Собора УПЦ о полной самостоятельности Украинской Православной Церкви от 1 – 3 ноября 1991 года, архиерейский Собор Русской Православной Церкви от 2 апреля 1992 года принял свое «Определение относительно обращения епископата Украинской Православной Церкви по поводу дарования ей автокефалии» в котором предвкушая наростающее разделение православных в Украине отметил: «… внутрицерковная и межконфессиональная ситуация на Украине… не претерпела существенных положительных изменений, но грозит новыми тягостными разделениями, могущими иметь самые тяжелые последствия для судеб Украинской Православной Церкви» и соответственно постановил:

«1. Дабы иметь подлинное выражение воли полноты Украинской Православной Церкви, иметь суждение о даровании Украинской Православной Церкви полной канонической независимости на очередном Поместном соборе Российской Православной Церкви.

2.Обратиться с Посланием ко всем православным Украины…».

На этом определении Архиерейского Обора РПЦ поднятый вопрос о полной самостоятельности Украинской Православной Церкви так и остался без окончательного ответа по сегодняшний день.

В результате, та часть духовенства и верующих православных (а на сегодня в Украине это не один миллион христиан), которые являются приверженцами полной самостоятельности (автокефалии) Украинской Православной Церкви и не получившие вразумительный ответ на их церковные чаяния, провозгласили Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата или присоединились к Украинской Автокефальной Православной Церкви, которые не прибывают в каноническом единении с Вселенским Православием.

При этом необходимо учитывать и тот момент, что в ХХ веке вопрос о самостоятельности Украинской Православной Церкви уже поднимался в 1917 – 1918 годах  во время заседания Всероссийского Помесного собора, но окончательного решения по этому вопросу так и не было принято. А предоставленная автономия Православной Церкви в Украине в форме церковного автономного округа (решением второй сессии Всероссийского Помесного собора, что проходила в Москве со 2 января по 7 апреля 1918 года), после захвата власти в Украине большевиками возглавляемыми вождем российских коммунистов Владимиром Лениным (Ульяновым), при Святейшем Патриархе Тихоне в 1921 году была упразднена и заменена на статус екзархата, в результате чего, не удовлетворенная каноническим статусом экзархата Православной Церкви в Украине, значительная часть православного духовенства и верующих мирян 14 – 30 октября 1921 года провели в Киеве свой Собор, на котором подтвердили автокефалию Украинской Автокефальной Православной Церкви, что была провозглашена Всеукраинским Православным Церковным Советом 5 мая 1920 года.

Таким образом, на рубеже 80-х – 90-х годов прошлого века  украинское Православие пережило второе разделение в среде православных христиан. И это разделение явилось не догматическим, а канонически-правовым по причине различных взглядов относительно каноническо-правового статуса Украинской Православной Церкви во Вселенском Православии.

Поэтому, как заявил Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви выступая на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 года в Москве, «Головной болью нашего сердца и неуврачеванной раной на Теле всей Христовой Церкви продолжает оставаться раскол в украинском Православии».

Сегодняшние клирики Украинской Автокефальной Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, исповедующие одни и теже догматы Православия, что и клирики Украинской Православной Церкви  (при этом будучи все одновременно гражданами своего Отечества – государства Украины), желают преодоления разделения православных в Украине (так называемого раскола), но при этом стоят на позиции предоставления Украинской Православной Церкви полной канонической самостоятельности (автокефалии).

Преодоление разделения (так называемого раскола) среди православных Украины, желает и Украинская Православная Церковь, в среде которой множество верующих и духовенства так же являются сторонниками  канонической самостоятельности (автокефалии) для УПЦ, но вместе с тем, есть и противники этой идеи.

Канонически-правовой статус полной самостоятельности (автокефалии) Украинской Православной Церкви желаем и для украинского государства, как его имеют и другие Поместные Православные Церкви в мире (в часности, в Российской Федерации).

Соотвественно дискуссия или постановка вопроса о полной самостоятельности (автокефалии) Украинской Православной Церкви не должна вызывать в церковной среде негодование или взаимоупреки, поскольку обговариваемый вопрос сам по себе не ведет к разрушению догматических основ и вероучения самого Православия.

Наоборот, уклонение от разрешения этого вопроса Московским патриархатом и Украинской Православной Церковью, в том или ином варианте, и не дают возможности разработать и реализовать реальные механизмы преодоления происшедшего разделения православных в Украине в ХХ веке.

Что необходимо для того, чтобы предотвратить раскольническое движение в Украине, какие шаги необходимо предпринять для этого?

Прежде всего помнить о том, что все мы дети Церкви Христовой. Поэтому должны мыслить, желать и действовать по заповедям нашего Спасителя Иисуса Христа, который завещал: «Заповедь новую даю вам: любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин.13, 34 – 35).

Вопрос о преодолении разделения православных в Украине, прежде всего должен решаться в самой Украине без видимого или не видимого вмешательства в этот процесс представителей тех или иных церковных и политических сил извне.

А для этого необходим взаимодиалог. Взаимодиалог Украинской Православной Церкви с Украинской Автокефальной Православной Церковью и Украинской Православной Церковью Киевского патриархата. И если кто-то надеется на то, что со временем или с отходом в мир иной того или иного архиерея вопрос разделения православных в Украине разрешиться сам по себе, думаю, он очень и очень ошибается.

Мы не должны забывать о том, что около 5 тысяч православных приходов, клириками которых являются миллионы украинских соотечественников, относятся к Украинской Автокефальной Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, тем самым пребывая за оградой канонического Вселенского Православия.

Думая о путях и методах преодоления разделения православных в Украине, мы должны прислушаться и к словам Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, произнесенные на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в Москве 4 февраля с.г.: «… Церковь ждет от нас не просто глубокого изучения проблемы, а конкретных предложений и действий для достижения результата – восстановления единства украинского Православия.»

Первым шагом и эффективным методом к снятию враждебного противостояния между разделенными православными в Украине могло бы быть признание таинств, совершаемых в Украинской Автокефальной Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Киевского патриархата, так как Русская Православная Церковь и Украинская Православная Церковь признают таинства Российской старообрядческой Церкви, Римо-Католической Церкви, Старокатолической Церкви и  Лютеранской Церкви  (виды таинств и их формат подлежит уточнению, учитывая каноническо-правовые нормы нашей Православной Матери-Церкви). Проявлением любви во Христе так же могло бы послужить разрешение проведения совместных экуменических молебней, теоретически допускаемых Русской Православной Церковью з иными Церквями, а в отдельных случаях и практически

На основании такого христианского взаимопонимания необходимо начать более действенный диалог Украинской Православной Церкви с Украинской Автокефальной Православной Церковью и Украинской Православной Церковью Киевского патриархата, с той стороны, что канонической у Вселенском Православии есть УПЦ.

И, соответственно, в решении проблемы разделения православных в Украине мы должны полагаться и на Промысел Божий и Его святую волю.

– Как вы прокомментируете действия отдельных русских или украинских политиков, использующих религиозный фактор для достижения своих узкополетических целей?

Действия отдельных политиков, будь-то российских или украинских, которые используют религиозный фактор для разжигания межнациональной, межрелигиозной или межгосударственной (в данном случае, между Россией и Украиной) вражды и ненависти, должны подлежат осуждению со всех сторон. Политика вражды никогда не поддерживалась и не поддерживается в Украине ни украинским народом, ни, тем более, Украинской Православной Церковью.

Тем не менее, проводя грань между провокаторами и патриотами, мы должны помнить о том, что в некоторых известных святых людях искренние порывы патриотизма до того возвышались, что они были готовы из любви к своему народу и во имя принятия им истиной веры Христовой не только пожертвовать всеми благами  земной жизни, но и если бы это было возможно, то перед высочайшим судом Божиим пожертвовать своим вечным спасением и самим Божиим благоволением к ним. Так святой апостол Павел со скорбью говорил, что он желал бы сам быть отлученным от Христа из-за любви к братии своей, родной ему по плоти (Рим. 9, 3).

– Некоторые называют раскольников сектой. Являются ли они реально  сектой?

Исходя из выше изложенного, принимая во внимание историю возникновения разделения православных в Украине и учитывая то, что Украинская Автокефальная Православная Церковь и Украинская Православная Церковь Киевского патриархата исповедуют догматическое учение Вселенской Православной Церкви, хотя и пребывают за её оградой, сектой они не являются и таковыми, реально до отступления от исповедуемого на сегодня ими догматического учения не могут быть.

Интервью провел иерей Игорь Ковальчук

Tagged with:
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика