Автор: Евгений Матвеев

Несколько лет назад, года до 2005, никто толком и слыхом не слыхивал, что это за блоггеры такие, а теперь русский Президент сам шлет нам видеопривет из-под сочинских пальм и Патриарх поминает их «незлим, тихим словом».

Кто они? Почему так?
Многие наверняка слыхали выражение «Веб 2.0», но немногие знают что это такое. Может это лишь дизайнерская мода — круглые уголки, аякс (это когда можно обновить отдельную часть странички не перегружая все) и тэги? А социальные сети и сервисы, тоже оно? Путаница нормальна, потому что дать определение довольно сложно. Веб 2.0 — это скорее набор принципов, охватывающих все проявления интернета в нашей жизни.

Ключевым из них, по сравнению с тем, что можно назвать Веб 1.0, стоит назвать изменение отношения к рядовому пользователю.

Веб 1.0 — ресурсы для чтения
Сайты делать сложно и дорого, это доступно специалистам. Интернет-СМИ фактически повторяют структуру оффлайновых изданий — газет и журналов. Контент дорогой, создается профессиональными сотрудниками, проходит через фильтр редактора. Рядовые пользователи читают материалы и если хотят — пишут письма в редакцию, некогда бумажные — теперь электронные.
Зарождение примитивной обратной связи — гостевые книги.
Тем не менее потребность в непосредственном общении всех желающих не загубишь-не убьешь — на это время приходится расцвет форумов и чатов.

Где-то между
Ура, комменты! — возможность высказаться по поводу любого материала.
Появление блогов — СМИ из одного человека. От парадигмы «одна редакция — многим читателям» к «один читатель — другим читателям». Отдельные (stand-alone) блоги. Смешение ролей «читатель — писатель».

Веб 2.0 — «чукча писатель!», переход к user-generated content
Сайты делать все легче и дешевле, специалистов больше, происходит развитие и смешение клиентских (например, наши браузеры) и серверных (то что там, за экраном, «далеко в интернете») технологий.
Рост веса сайтов-платформ для общения по сравнению с отдельными сайтами.
Пользователи ресурса сами создают контент, посвященный конкретной (Хабр) либо самой общей (ЖЖ) тематике.
Смещение пространства дискусии с общей темы, топика обсуждения (форум) на личное пространство (блоги, стены соцсетей).

Блог-платформа — возможность каждому попробовать себя в качестве писателя, властителя дум. Не надо заканчивать журфак, устраиваться на работу, делать репортажи, мечтать занять редакторское кресло. Пять минут на регистрацию — и все в твоих руках, а получится ли — еще большой вопрос. Читатели голосуют ногами: плохо пишешь — не соберешь и тридцати френдов, никто и не узнает, что ты там накатал.

Конечно, редактор не напрасно носит свой меч, у него за спиной знания и опыт. Не всем блоггерам удается длинная аналитика, но их преимущество в другом. Самая ценная и интересная их черта — неподвластность идеологии и формату издания. Только в блогах можно увидеть то, о чем не напишут в газетах.

Например весь сыр-бор «Как писать о Церкви?», к которому многие чувствуют себя причастными, разгорелся из-за того, что некоторые блоггеры стали критиковать нынешнюю редакционную политику ПвУ. Правда, еще вопрос, кто первый начал. Юля Коминко, отв. редактор ПвУ, не постеснялась сходить пристыдить о. Владимира Ровинского и Черноморца за их постинги, которые по ее мнению не соответствуют.

Если в светском мире осознали пользу и вред от блоггеров, признали их, то в церковном по-прежнему стараются не замечать. В этом случае очень удобно объявить их
а) кружком необразованных маргиналов: «Но мы должны помнить, что на всех информационных интернет-полях «пасется» не больше двух десятков одних и тех же лиц, которые «светятся» во всевозможных форумах, сайтах, оставляют комментарии практически по каждому событию в жизни Церкви. …И знаете, почему-то все критические материалы — что о Почаеве, что о любом другом явлении в жизни Православной Церкви — как правило, исходят от людей, которые мало чего сделали для Церкви хорошего, доброго, полезного. В основном это теоретики, герои клавиатуры, которые ищут только возможности самовыражения, преступно легко рассуждая о предметах, о которых имеют весьма поверхностное представление, осмеливаясь давать Церкви советы «космического масштаба и столь же космической глупости».» (с) архим. Иона
б) школотой, вовсе недостойной внимания: «Я не имею в виду какие-то высказывания отдельных участников Живых Журналов, социальных сетей. Как сказал один весьма опытный блогер: «Записи с заборов исчезли после того, как стали пользоваться Живыми Журналами». (интересно, кто это о себе высказался? прим. мое) На каждый роток не накинешь платок, что хотят, то и говорят» (с) Патриарх. Т.е. он понимает, что прижать блоггеров сложно и потому делает акцент как раз на информагенствах первой эпохи: «По его словам, отдельные издания могут позволять себе «все, что угодно говорить о Церкви — ложь, клевету, и считать себя достаточно респектабельными». Задача Церкви — в том, чтобы «срывать маску с такого рода публики».»

Удивительно, что во время беседы с создателем ЖЖ Бредом Фитцпатриком на «Эхо Москвы» (да и не только), наоборот, неоднократно всплывала тема«В Америке ЖЖ пользуются тинейджеры, а в России интеллигенция», «для мыслящих людей современной России Livejournal — это аналог и возможности самиздата советской эпохи». Часто ли вы прийдя на работу видели объявление «давайте поможем детям! давайте поможем заключенным! давайте спасем музей/школу/старый дом»? В ЖЖ такое просиходит с завидным постоянством.

Новое лицо интернета толкает нас к искренности. Каждый — как свеча на вершине холма. Cur male scribis? Bene scribere debent. Не большой брат, а множество обычных твоих братьев и сестер смотрят на тебя. Пиши честно, живи прозрачно.

http://users.livejournal.com/_mnx_/200662.html

Tagged with:
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика