Автор: Тарас Борозенец

По отношению к национальным духовным ценностям средства массовой информации (СМИ) религиозных организаций разделяются на две группы – на те, которые разрушают эти ценности, и те, которые их созидают и защищают. Первую группу СМИ можно определить как деструктивные, а вторую как конструктивные.

Национальные духовные ценности Украины – это весь комплекс исторически сформовавшихся, традиционных морально-этических, эстетических, религиозных ценностей, благодаря которым осуществляется самоидентификация украинской нации. Украинскую нацию образуют все граждане Украины не зависимо от этнической принадлежности.

Национальные духовные ценности граждан Украины преимущественно выражаются в их религиозных традициях. Согласно истории и современным статистическим данным, традиционными религиозными направлениями для Украины является православие (51,5% от общего количества общин), греко- и римокатолицизм, а также верования разнообразных этноконфессиональных сообществ (иудаизм, ислам, религия караимов и др.).

Национальные духовные ценности украинцев образуют определенную иерархическую структуру, основными элементами которой являются вера в Бога, доминирование духовного над телесным, доброта, правдолюбие, терпение, незлобивость, незлопамятность, доверчивость, прощение, самокритичность, уважение к родителям и старшим, близкое родство с другими восточнославянскими народами (русским и белорусским), патриотизм, терпимость по отношению к другим народам и их традициям, трудолюбие, крепкая традиционная семья. Все эти ценности в комплексе образуют позитивное содержание того, что называется украинской ментальностью или украинским характером. В структуре национального характера жизнеутверждающие позитивные ценности всегда противостоят смертоносным антиценностям и тем самым выполняют функцию своеобразного духовно-аксиологического иммунитета. Общество, которое предает свои положительные ценности, тем самым отказывается от своего духовного иммунитета, то есть заболевает антидуховным СПИДом. Это с необходимостью приводит такое общество сначала к духовной, а затем и к физической смерти.

После поражения СССР в холодной войне все постсоветские страны, включая независимую Украину, во всех аспектах интенсивно инкорпорируются в однополярный глобальный мир, возглавляемый США как единственным сверхгосударством. В силу этого у нас глобализация осуществляется как американизация. Для глобального сверхобщества характерно формирование управляющих всемирных надстроечных структур над локальными структурами: сверхэкономики над экономиками, сверхгосударства над государствами, сверхкультуры над культурами, сверхСМИ над СМИ отдельных стран. Сегодня фактически создана и чрезвычайно эффективно работает глобальная информационная сеть, состоящая из средств массовой информации и коммуникации всего мира.

Мы живем в информационном мире, в котором объем информации радикально превышает человеческие возможности ее осознания, не говоря уже о проверке и понимании. В силу этого информация обретает самостоятельный бытийный статус, образует особый вид действительности (информационную, виртуальную, кибернетическую действительность), которая подменяет первичную действительность, доминирует и даже поглощает ее. Современный человек живет в искусственном, виртуально-информационном мире. Властью в этом мире обладает тот, кто владеет и контролирует СМИ. Сегодня это США и его западные сателлиты, за которыми стоят могущественные транснациональные корпорации.

В их руках СМИ являются главным средством идеологической обработки сознания масс, мощнейшим идеологическим оружием. Главная функция СМИ не информационная, но идеологическая. С помощь СМИ осуществляется массированная пропаганда западных культурных ценностей и подходов, происходит насаждение нового культурного кода вместо традиционного, что приводит к трансформации массового сознания украинского и всего постсоветского населения, к его переобразованию и перевоспитанию в секулярном западном духе – в духе гедонистического эгоизма, потребительства, доминирования телесных горизонтальных потребностей над вертикальными духовными, ценностного нигилизма, релятивизма, разврата и аморализма… Все это ведет к размыванию национальных духовных ценностей, к их замещению глобализационными антиценностями. Из украинцев, россиян, белорусов с помощью СМИ стремятся сделать глобальных безродных космополитов. Путем массированной информационной пропаганды западных ценностей происходит «промывание мозгов» постсоветских аборигенов с целью вытравить не только остатки коммунистической идеологии, но и саму традиционную культуру и ментальность. Приходится признать, что на протяжении вот уже 20 лет независимости идеологически контролируемые Западом СМИ планомерно и систематически осуществляют западнизацию постсоветского населения, его ментально-культурное порабощение и эксплуатацию.

Разрушение традиционных национальных ценностей и насаждение нетрадиционных западных осуществляется по двум основным направлениям. Первое – это пропаганда западных ценностей в заманчивой светской обертке – демократия, права и свободы человека, либеральная экономика, материальное благополучие и проч. Второе – это пропаганда западных ценностей в оболочке нетрадиционных религиозных учений.

Различные нетрадиционные религиозные и мистические объединения уже стали привычной и влиятельной составляющей украинских постсоветских реалий. Из года в год наблюдается интенсивное возрастание, как их количества, так и степени влияния на разнообразные процессы в нашем государстве. В масштабах всей Украины нетрадиционная религиозная составляющая по официальной статистике равна приблизительно 4% от общего количества религиозных общин, а количество последователей колеблется в пределах между 0,1-0,3% от общего количества населения и может показаться незначительной. Однако следует принять во внимание тот факт, что масса неорелигиозных организаций официально не регистрируется, а также то, что преимущественной сферой распространения неорелигий и мистических течений являются крупные города, а их главной целевой аудиторией молодежь, а также политическая, экономическая, культурная элита, работе с которой уделяется специальное внимание. Сегодня нетрадиционные религиозные организаций не просто пропагандируют свои взгляды, но переходят на новый уровень ‑ идут в политику, ставя перед собой задачи захвата власти в Украине и на всем постсоветском пространстве. Ярким примером этого процесса является не так давно зарегистрированная Минюстом Украины Политическая Партия «Праведность», в основу своей программы положившая доктрину «нового мирового порядка» Сандея Аделаджи и Алексея Ледяева.

Если учесть значительный финансовый и политический потенциал зарубежных религиозных центров, которые стоят за подавляющим большинством неорелигий, эффективное использование ими возможностей современных СМИ, недостаточную активность Православной Церкви и прочих традиционных религиозных организаций по защите своих интересов, разбалансированное, стрессовое и подверженное влиянию психологическое состояние украинского общества, еще более усугубляемое финансово-экономическим кризисом, а также попустительскую и/или благоприятствующую политику украинской власти, вполне реальной является опасность радикальной трансформации как религиозной карты и статистики Украины, так и религиозного сознания (религиозности) ее граждан, которое непосредственно связано со всеми прочими видами сознания (политикой, экономикой, правом, искусством, культурой в целом) и оказывает на них прямое влияние.

Трансформация религиозного и в целом общественного сознания украинцев и всех постсоветских наций выражается в размывании и деформации устоявшихся религиозных и культурных традиций, усилению тенденций их плюрализации, поликонфессиональности вплоть до конфликтной атомарной раздробленности, а значит предельного ослабления, секуляризации и максимальной подверженности всевозможным манипуляциям. Примечательно, что все эти характеристики свойственны для северо-американской модели религиозной жизни и церковно-государственных отношений. Таким образом, при возобладании указанных тенденций в сравнительно небольшой исторической перспективе украинское общество будет «американизировано» как в религиозном, так и в культурно-общественном аспектах. Удастся ли ему при этом сохранить ментальную самоидентификацию и остатки государственной независимости? ‑ вопрос риторический.

Поскольку миссионерская деятельность неорелигий всегда осуществляется в явном или замаскированном противопоставлении традиционным религиозным организациям (рост количества и членов первых всегда происходит за счет вторых), то это естественно вызывает негативную реакцию со стороны последних, ухудшает и так непростые церковно-государственные отношения, что понижает и без того крайне низкий уровень общественного доверия к украинскому государству.

Казалось бы, все эти деструктивные явления должны были изначально вызвать серьезную озабоченность и жесткую предметную реакцию со стороны государства. Однако этого, к сожалению, не наблюдается, что позволяет усомниться не только в соответствии отдельных государственных мужей занимаемым должностям, но в целом и в самой эффективности государственного аппарата. Иначе как преступным попустительством и содействием это объяснить нельзя.

В условиях углубляющегося кризиса государственных и общественных институтов, фактического отсутствия единой государственной идеологии и политики в сфере образования и воспитания, катастрофического распространения гедонистического аморализма и нигилистического релятивизма только традиционные религиозные институты осуществляют функцию культурной социализации. Именно благодаря им сегодня осуществляется сохранение и трансляция основных элементов культурной традиции, семейной, национальной, цивилизационной идентичности. Сегодня на Украине лишь Православная Церковь вместе с другими традиционными религиозными организациями последовательно занимает адекватную ситуации позицию, поскольку последовательно осуждает глобальную псевдокультуру, проповедь и практику неорелигиозных организаций как чрезвычайно деструктивные по отношению к духовному, психическому, нравственному, физическому здоровью личности и социума, угрожающие национальной безопасности украинского государства.

В этой ситуации особенно важную роль играют СМИ традиционных религиозных организаций, особенно если учесть деструктивную идеологическую роль государственных и частных масмедиа. Сегодня только СМИ традиционных религий, направлений и конфессий утверждают в нашем обществе национальные духовные ценности и этим самым дают пример светским СМИ.

Основной проблемой, которая не дает СМИ традиционных религиозных организаций эффективно противостоять информационному прессингу западной псевдокультуры, является преимущественная поглощенность внутрицерковными процессами и проблемами, что приводит к недостаточно активной оценочной реакции на события и процессы внецерковной общественной жизни. Это связано с фактическим отсутствием профессионального информационного менеджмента или с его чрезвычайной слабостью; с отсутствием координации действий СМИ традиционных религиозных организаций как внутри, так и между собой; со слабым спорадически фрагментарным мониторингом информационного пространства; с отсутствием активно-наступательного PR-a своей позиции по отношению ко всем актуальным событиям и процессам современности. Ради выживания самих себя и сохранения всего общественного организма традиционные религиозные организации должны научиться эффективно бороться со своими врагами их же оружием – СМИ. Хотя в этой сфере делается довольно много, но пока явно недостаточно. Только движение в этом направлении позволит традиционным религиозных организациям научиться результативно противостоять размыванию национальных духовных ценностей, усилить свою роль в их созидании и сохранении.

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда государство и научное сообщество фактически умывает руки, отказываясь от самого стремления действенно разрешить сложившиеся проблемы в сфере духовной и информационно-психологической безопасности общества. Вместо этого предлагаются научный мониторинг деструктивных процессов, экспертная оценка и информирование общественности об их результатах, чтобы люди могли самостоятельно ориентироваться в происходящем и сознательно принимать решение – участвовать им в них или нет. Очевидно, что все эти, без сомнения, важные мероприятия не способны переломить ситуации, если вместе с ними не будут использованы системные государственные методы воздействия вплоть до репрессивных при необходимости. Сегодняшняя пассивная позиция государства и научного сообщества Украины – это позиция бессилия. В современных условиях лишь традиционные религиозные организации призывают государство реально решать стоящие перед украинским обществом проблемы, а не только их изучать, то есть выступать с позиции силы и власти ради блага народа Украины.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика