Автор: Олег Ведмеденко

«Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня…» (Преподобный Серафим Саровский)

Сразу предостерегая всевозможные неразумения, прежде всего отмечу, что эта статья написана отнюдь не против православия, как, уверен, некоторым захочется ее трактовать. Она против искажения веры, против осквернения церкви, против духа сектантства и фарисейства в церковной жизни. Она – мой крик души, личная боль за родное мне православие, в котором я родился, в котором служу, и служению которому отдаю свою жизнь.
В своих статьях я неоднократно касался проблем современного православия. Наибольшая среди них – это фарисейская закваска гордыни, которая вошла в церковную жизнь, и не замечают этого разве что сами фарисеи. Она же порождает и все остальные, от потери духовного понимания Священного Писания, до разнообразных ересей, отравляющих церковь, прежде всего – обрядоверия и догматизма.
Отдельно здесь стоит еще одна ересь, активно насаждающаяся сегодня в православии. Это учение о так называемой «канонической церкви». Речь идет о строго ограниченном круге ортодоксальных церквей, якобы имеющих монополию на православность, и, соответственно, обладающих всей полнотой благодати Божией. Единственно – «православные», единственно – «благодатные», единственно – «Церковь». Такой себе «канонический клуб» избранных, правоверных, отделенных…
Дабы предметно исследовать означенный феномен, вначале разберемся с терминологией – тогда, полагаю, все станет на свои места.

ЕРЕСЬ — от греческого αἵρεσις (hairesis) – выбор, отделение, мнение. Это ошибка в вопросах веры, обнаружившаяся в чьем-либо мнении или учении, появившемся внутри Церкви. В строгом смысле слова «ересь» – это учение, противоречащее основам христианства, сознательное (или не сознательное) отклонение от истин веры, предлагающее иной подход к религиозному учению, или искажающее его.
Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях. Логика этого такова, что поскольку истину и жизнь человек может обрести лишь во Христе (Евангелие от Иоанна, 14 глава, 6 стих), то любая альтернатива автоматически обрекает человека на духовную смерть. Соответственно, апостол Петр говорит о «пагубных ересях» (Второе послание апостола Петра, 2.1), а Павел ставит «ереси» в один ряд с грехами волшебства (магии) и идолослужения (Послание апостола Павла к Галатам, 5.20).
Следуя примеру святых апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской правоверностью, или же группы людей, оторвавшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению.

СЕКТА – от латинского seco – разрезаю, разделяю. Это группа верующих, которая фактически или юридически отделилась от основного религиозного вероисповедания, и придерживается своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т.п. Для секты характерны замкнутость, обособленность, претензии на исключительность своей роли.
По С. И. Ожегову «секта» – это религиозное объединение, оторвавшееся от какого-либо вероучения и ему противостоящее, а также группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах.
Как сообщает «Религиозно-философский словарь», в широком смысле слово «секта» означает узость мышления, фанатичную приверженность своему и отрицание ценностей не своего, групповые предрассудки, обскурантизм (мракобесие) и проч.
Дух сектантства и фарисейства встречается и в исторически древних церквях (и в номинальном православии тоже), сохранивших в безупречном виде свое вероучение, но не сумевших осуществить евангельский идеал. Этот дух, по меткому выражению архиепископа Иоанна Сан-Францисского, «является духом душевной (не духовной) ревности. Это рационализация веры, соблюдение чистоты веры и потеря глубины ее. Это потеря любви…»

ОБСКУРАНТИЗМ, или МРАКОБЕСИЕ – от латинского obscurans – темный, затемняющий. Это умонастроение, при котором вместо верности истине и ответственности перед ней преимущество отдается тому, что от истины отводит, затемняет ее, делает неясной. В религиозной мысли этот термин адресуется тем, кто истину свыше подменяет земными представлениями и учениями, например, когда традицию ставят выше Евангелия. Обскурантизм нередко выступает под видом защиты чистоты веры и пытается монополизировать ортодоксальность (правоверие), но изменяет при этом духу Евангелия (духу милосердия – смирения и любви).

ТОТАЛИТАРНЫЙ – от латинского totalis – весь, целый, полный. В религиозном смысле это режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю над убеждениями адептов веры.

ЗОМБИРОВАНИЕ (смысловые синонимы: КОНТРОЛЬ СОЗНАНИЯ – от английского mind controlПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ – англ. brainwashing,НАСИЛЬСТВЕННОЕ УБЕЖДЕНИЕ – англ. coercive persuasionУПРАВЛЕНИЕ РАЗУМОМ – англ. thought controlРЕФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ – англ.thought reform) – означает психологическое давление и влияние на убеждения и верования человека с целью изменения мышления, поведения, эмоций и процесса принятия решений путем общения с ним с помощью разного рода манипуляций, убеждений, подмены фактов и обмана.
КЛИКУШЕСТВО – от русского кликуши: женщины, склонные к истерическим припадкам, во время которых они издают безумные крики.

ФАНАТИЗМ – греческое Φανατισμός , латинское Fanaticus , французскоеfanatisme – слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно-философской, национальной или политической; доведённая до крайности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям. Отсутствие критического восприятия чего-либо.

Для непредвзятого читателя, полагаю, комментарии будут излишни. Поистине, в силе слова Господни: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (От Матфея, 7.1,2), и «Так будут последние первыми, и первые последними…» (От Матфея, 20.16) Ортодоксально-консервативная структура, щедро, годами навешивавшая ярлыки всем прочим христианским конфессиям, обвиняя всех и каждого в ересях, тоталитаризме и сектантстве, – сама на поверку оказалась последней. Все без исключения вышеназванные термины и дефиниции, благодаря стараниям новозаветного фарисейства, сегодня относятся именно к формальному, отравленному закваской гордыни, нетерпимости и лукавства, православию. «Берегитесь закваски фарисейской», – предупреждал нас Спаситель. Не убереглись…
Теперь же давайте по пунктам.
Начнем с того, что учения о «канонической церкви» нет ни в Священном Писании, ни в Символе православной веры. В Библии, как известно, говорится лишь о церкви Остатка, о смиренных «овечках Господних», и ни словечка о каком-то там «каноническом» сообществе. И в Символе веры имеем всего лишь четыре признака истинной Церкви: «Единая, Святая, Соборная и Апостольская». Но отнюдь, не «Каноническая…» Посему построение о «единственно благодатной» так называемой «канонической церкви» – это ничто иное как, цитирую, «учение, противоречащее основам христианства, сознательное (или не сознательное) отклонение от истин веры, предлагающее иной подход к религиозному учению, или искажающее его». Означенное учение самоочевидно является «учением, расходящимся с христианским правоверием», то есть, по определению, ересью. А глашатаи его, соответственно, «группой людей, оторвавшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению». Увы, довольно значительной «группой», которая, лишь прикрываясь святыми именами, втягивает в круг влияния все новых и новых адептов, используя для этого все методы контроля сознания – от психологического давления, до подмены фактов и обмана.
Карта «каноничности» возникла из рукава человеческих мудрствований как нехитрое, однако довольно действенное оружие в ходе церковно-политических конфликтов начала 90-х. Эта же карта служит козырем в борьбе за паству (точнее, за ее кошельки) и поныне. Говорю «нехитрое», поскольку в действительности «канонической церкви» – церкви, которая бы жила в соответствии с требованиями Канонического права, – сегодня просто не существует. Это классический пример манипулятивной технологии, основанной на обмане (см. мою статью на данную тему – «Канон»).
И все бы ничего, если бы не раскалывала эта ересь общество, не уничтожала семьи, не разрушала отношений. Если бы не калечила души человеческие, не превращала «соль земли» в такую, что «ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее» (От Луки, 14.35). Если бы не обращала «свет мира» в «кромешную тьму» угрюмого, средневекового мракобесия. Не низводила словесных овечек Христовых до уровня волков хищных, даже и не прикрывающихся уже овечьими шкурами. Если бы не распинала тело Господне, не насиловала Невесту Христову. Если бы не превращала церковь святую православную в секту, причем в секту со всеми признаками тоталитарной…
Пришло уже время назвать вещи своими именами! Значительная часть номинального православия (тех, кто считает себя, позиционирует себя как православные) фактически отделилась от основного христианского вероисповедания. «Слепые поводыри для слепых», они удалились от единой в Духе, святой, соборной и апостольской Христовой церкви, и хотя формально именуют себя православными, «но они не таковы, ибо они лжецы» (см. Откровение, 2.2). Ибо отбросили духовное учение смирения и любви, погрязли в обрядоверии и догматизме, и придерживаются своих, далеких от евангельского идеала взглядов, толкований и поучений. Они же, к сожалению, и формируют сегодня лицо православия в целом. Внешними признаками их давно уже стали характерные для секты обособленность, претензии на исключительность своей роли, узость мышления, фанатичная приверженность своему и отрицание ценностей не своего, групповые предрассудки, мракобесие (обскурантизм). Идеологией же – фарисейские гордыня и лукавство, агрессия и нетерпимость, всевозможные ереси и суеверия.
На самом деле дух сектантства присущ не только современному православью – как «каноническому», так и «неканоническому». Все церкви, весь религиозный мир сегодня с напыщенной гордостью Лаодикии провозглашает: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды». Каждая деноминация заявляет: «Только у нас правда, только у нас истинная вера, только у нас благодать…» Поэтому ко всем конфессиям, ко всей «чуть теплой, не горячей и не холодной» церкви последних дней, сии слова Господни:
«Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг…» (Откровение, 3.17)
Имеющий уши, да слышит, что Дух говорит церквам…

www.vedmedenko.org

Tagged with:
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика