Специалист Издательства Московской Патриархии, сотрудник редакции сборника «Богословские труды», патролог, канд. ист. наук Алексей Дунаев, ранее возглавлявший книжную редакцию Издательского совета РПЦ, выступил с открытым письмом к председателю Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерею Всеволоду Чаплину.

Свое сообщение в Живом журнале Алексей Дунаев назвал «Верх цинизма, или Евангелие от Чаплина». Патролог подверг критике ответ о. Всеволода Чаплина обозревателю ВГТРК Ивану Семенову, в котором священнослужитель заявил, что «рассуждения о блеске и нищете (иерархии — ред.) – признак духовного нездоровья».

«Оказывается, — пишет Алексей Дунаев, — носить часы стоимостью более 1 млн руб. — таково «церковное послушание» патриарха и его «крест». Обосновывается это «традицией Церкви» (!) и тем, что Христос ходил в гости к мытарю Закхею. Но если бы хоть один из российских олигархов после беседы с патриархом покаялся, как Закхей, половину своего имущества отдал нищим и кого обидел, воздал бы вчетверо (Лк. 19, 8), — то патриарх стал бы национальным героем».

На самом деле, подчеркивает Алексей Дунаев, «если «священнослужители –- иконы Христа», то не должны ли они подражать Первообразу вместо того, чтобы переписывать и искажать Его по своему образу и подобию?»

«Где в Евангелии сказано, — пишет А.Дунаев, — что Христос носил шелковые рясы (разве что про особый хитон упомянуто, «тканый сверху»), ездил на дорогих гармамаксах (= шикарный бронированный автомобиль), пользовался охраной легионеров?.. Да Ему госналог нечем было заплатить — рыба помогла! Какой крест у Христа был — цацки и брюлики или тот, который Ему помог нести Симон киринеянин? Какие у Христа как у Главы Церкви и у апостолов были «внушительные представительские резиденции»? Или в Евангелии не сказано обратное — что звери имеют свои норы, а Сыну Человеческому негде главу преклонить?»

«А как Чаплин перевирает логику Иуды! — продолжает А.Дунаев. — Логику, которая была на самом деле совсем другой: возьмем церковные пожертвования на нищих и истратим их не на Христа, а на свои личные нужды».

В общем, иронизирует автор обращения, «»Евангелие от Иуды» и в гностической, и в русской классической литературе уже давно написано, нет даже нужды писать новое, теперь дело за малым: откажемся от устаревшего Евангелия и провозгласим новое!»

Tagged with:
 

5 Responses to «Верх цинизма, или Евангелие от Чаплина». Известный патролог РПЦ жестко раскритиковал главу Синодального отдела по взаимодействию Церкви и обществ

  1. У преп.Нила Мироточивого написано то же самое о 19-м столетии, что и у свт.Игнатия Брянчанинова: «Ныне осень монашеству и завладевает им царица погибели. Вы спросите: что это за осень? Осень это время, в котором мы находимся теперь. Ныне осень, в которой погибает благодать (т.е. плодоношение) монашеской жизни… Теперь осень! Увядает благодать, красота души, т.е. прежняя красота душ подвижнических в монашестве. Зима грядет! (Это сказано в 1817г. – примеч. сост.)» (преп.Нил Мироточивый, «Посмертные вещания», ч.3, гл.1).

  2. «Переживаем трудное время в духовном отношении! За сто лет до нас св. Тихон говорил: «Ныне почти нет истинного благочестия, а одно лицемерство». Пороки зреют от времени. Ныне лицемерство достигло до неимоверной наглости и бесстыдства. Опытность духовная дорого дается» (Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.518);

    Святитель Игнатий Брянчанинов писал еще в 19 веке: «Важная примета кончины монашества – повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию на показ. Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравственность» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 48);

    «Вы поняли, что Бог открыл Вам на поприще Богом установленного монашеского подвига, который отъемлется с лица земли по неисповедимым судьбам Божиим, пред которыми надо нам благоговеть и безмолвствовать. На все свое время. Спасение и разные способы его были даром Божиим человечеству, а отнюдь не собственным изобретением человечества» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 41).

    «Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно. Важность – в христианстве, а не в монашестве» (Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.503);

    «Во многих обителях воздвигаются различные здания значительных размеров, которые дают обители вид как будто процветания. Но это обман для поверхностного взгляда. Самое монашество быстро уничтожается. Душевный подвиг почти повсеместно отвергнут; самое понятие о нем потеряно. Этого мало! во многих обителях совершенно потеряна нравственность» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 13);
    «Многие монастыри из пристанищ для нравственности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия: самому твердому характеру не устоять… О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок… Восстановления не ожидаю… Сколько могу понять: не предвижу по духу времени и вообще по нравственности всего народа, чтобы могло быть восстановление Церкви в древней красоте ее, так же, как и монашества… Оскудело монашество, и еще более должно оскудеть… Подвигов нет, истинного монашества – нет, руководителей – нет: одни скорби заменяют собою все» (свт.Игнатий Брянчанинов, из кн.«Письма к друзьям», п.9, новомуч.Михаил /Новоселов/).

  3. Спасибо за смелость публично поднять вопрос угнетающий большинство прихожан нашей Церкви. Многие пришли в Церковь недавно. Люди верят Христу, учатся жить по Евангельским законам, а столкнувшись с церковными интересами, видят пропасть противоречий.Как-то у меня был откровенный разговор со священником скромного маленького приходского Храма и батюшка сказал, что иногда очень жалеет, что не может приходить в церковь как простой прихожанин, а знает все происходящее изнутри: Епископам нужны только деньги, требы, требы, требы…

    Тимур(Сергий) Reply:

    О, великий срам! О, постыдная роскошь! О, жалкое сребролюбие! О, несытое чрево! Отсюда-то соблазны, отсюда сплетни, дурная молва, упреки, беспорядки. На все упреки они отвечают: я не обижаю никого, а своим имуществом могу располагать. Если же кто из нечестивых еретиков начинает распространять свое безумное учение, отвечать некому, бороться нет охотников: все оказываются бедными, бессловесными, все убегают. о, сребролюбие – злой корень всех зол! При помощи богатства вы надеетесь спастись? Но «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24). Утопая в роскоши и пьянстве, превозносясь гордостью, вы хотите победить ереси? Но горе вам, изнеженные и сластолюбивые, щеголяющие в золоте и изысканных нарядах! Как другим вы покажете прекрасную бедность Христа, ради нас обнищавшего и заповедавшего ученикам Своим не иметь и меди в поясах (Мф. 10:9)? Вот именно прельщаетесь вы, не разумея Писаний! Не слышите разве вы Господа, говорящего: «блаженны нищие духом» (Мф. 5:3), и еще: «горе вам, богатые» (Лук. 6:24), и: «не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф. 6:19)! Богатство ваше умножилось, а слово оскудело; одежды ваши тленны, о них ли дадите вы ответ Пастыреначальнику Христу? Ведь вы знаете, что каждый из нас даст ответ Богу о себе самом, а вам – архиреям, иереям и дьяконам – предстоит ответ и о себе и об овцах, сколько каждому вверено.» (Иоанн ЗЛАТОУСТ.СЛОВО о лжепророках, и лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего. Было сказано в ожидании близкой смерти.)

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика