Автор: Владимир Мельник

Владимир Мельник
Член редколлегии портала «Религия в Украине». Мирянин Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Паника в некоторых кругах УПЦ (МП) в связи с проведением поместного юбилейного Собора иногда приводит к забавным курьезам. Сегодня на сайте архиепископа Тульчинского Ионафана появился текст отклика неких анонимных мирян напроект постановления Собора УПЦ. Вызывает недоумение не сколько то, что миряне успели так быстро осмыслить сам проект, изложить свой взгляд и связаться со своим архипастырем, сколько то, что высокопреосвященный Ионафан  оставил вопрошания мирян без ответа. Что ж, дерзнём попробовать объяснить мирянам Тульчинской епархии смысл происходящего.

1.

В документе говорится о послушании Матери-Церкви и её Предстоятелю, и недоумение мирянин почему-то вызывает неясность того, какая церковь является для них Матерью и кто является им Предстоятелем. Вообще-то, для клириков и мирян Тульчинской, Одесской, Донецкой и пр. епархий, находящихся на территории Украины, Предстоятелем является Блаженнейший митрополит Владимир, а матерью церковью является, соответственно, Украинская Православная Церковь, являющаяся поместной по горячим заверениям самого Святейшего Патриарха Кирилла [1]. Мыслить иное означало бы обвинить Патриарха в неправде и лукавстве и одновременно признать правоту врагов Украинской Православной Церкви, утверждающих, что УПЦ является всего лишь марионеточным придатком РПЦ и поместность её фиктивная.

2.

«Затем, в проекте постановления Собора УПЦ написано, что «на сегодня»статус УПЦ, как самоуправляемой Церкви в лоне РПЦ, — удовлетворительный. А, на завтра? Можно подумать, что в этом лоне будет кому-то неуютно? Надо слово «на сегодня» из проекта убрать, чтобы не сеялись «канонические» сомнения среди верующих Московского патриархата в Украине».

Любопытное предложение мирян, прям какая-то каша заваривается… Даже начинаешь сомневаться, читали ли они Священное Писание и веруют ли Богу? «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33). Фактически, недовольство мирян направлено на всякого, кто такой статус желает пересмотреть — наверное, в первую очередь на митрополита Одесского Агафангела, недавно призывавшего изменить нынешний статус УПЦ на статус экзархата советского времени. Если уж сегодня есть недовольные, то тем более нам не дано знать, каким завтра окажется наиболее оптимальный статус УПЦ. Вопрошающим и таким самоуверенным мирянам полезно будет напомнить поучение преподобного Иоанна Лествечника: «Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости». Да хранит Господь мирян и архипастырей от сих грехов!

Что до «канонических сомнений», то этот термин и вовсе не понятен. Было бы много полезнее как раз стимулировать интерес мирян к каноническому устройству Православных Церквей, к церковной истории, в том числе к изменению канонического статуса (обретения автокефалии или её упразднения), чтобы была всякая открытая и живая дискуссия по данному вопросу, необходимость чего отстаивает владыка Ионафан.

Думается, что в последнем случае кашу маслом не испортишь.


[1] При встрече с патриархом Кириллом во время его визита на Украину в августе 2009 президент Украины Виктор Ющенко заявил: «Самое большое желание украинского народа — жить в единой поместной православной церкви». На что Патриарх ответил: «Эта церковь, господин президент, существует. Есть поместная церковь на Украине».

Tagged with:
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика