Автор: Олег Ведмеденко


Вопрос читателя: 
Что за «древо жизни » росло посреди Рая, и что за «дерево познания добра и зла»? Чем отличаются они, и почему вообще среди деревьев Рая могло быть древо искушения? Для чего Бог посадил его?..

Ответ:

Начнем с того, что не яблоки и не груши вкушали в саду Божием первые люди веры, изображенные в Священном Писании в образах Адама и Евы. Как сам Едем («Едем», «Еден» – нежность, приятность, сладость; «рай» – сад), так и деревья в этом саду Божием – понятия духовные. Подобно тому, как церковь на библейском языке изображается виноградником Господним, так и деревья в Библии являются символами духовных вещей. Дуб – символ твёрдой веры (вспомним дубраву Мамре, в коей воздвиг жертвенник повиновения и поклонения отец народов веры Авраам. «Мамре» – твёрдость, крепость, сила). Кедр – стремление к высотам совершенства, «кедры ливанские», растущие на высотах духа («Ливан» – белый, снежный. «Насыщаются древа Господни, кедры Ливанские, которые Он насадил…» (Псалом 103, 16 стих)). Смоковница (фиговое дерево) – символ плодородия. Это «древо» призвано приносить плоды милосердия и богопознания, смирения и любви. Дерево ситтим (акация) – прочностью подобно камню, из него ковчег Завета. Вечнозелёный душистый кипарис – эмблема неизменности, верности и благости обетований Вечносущего…

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке (Восток – направление к солнцу, а Солнце Правды – Христос. Свет Христов просвещает всех: «Я свет миру» (Евангелие от Иоанна, 8.12); «Бог есть свет» (Первое соборное послание Иоанна Богослова, 1.5); «Свет пришёл в мир» (От Иоанна, 3.19)), и поместил там человека, которого создал. 

И произрастил Господь Бог из земли (земля в Библии – суть сердца человеческие: «Слушай, земля…», – возвещает Господь (Иеремии, 6.19); «Воскликните Господу, вся земля!..», – воспевает Давид (Псалом 99.1 и пр.))всякое дерево (духовное дерево!), приятное на вид и хорошее для пищи(«Моя пища есть творить волю Пославшего Меня… » (От Иоанна, 4.34)), и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла… 

И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (чтобы работал над собою, возрастал духовно, поднимался к высотам обожения – высотам боговедения, – постоянно очищая своё сердце, властвуя духом над плотью: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (От Матфея, 5.8)).

И заповедал Господь Бог человеку (первым людям веры, достигшим райских высот благодати Святого Духа), говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть (питаться духовными плодами его), а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь (умрёшь духовно – потеряешь понимание истины, потеряешь веру живую, утратишь благодать)» (Бытие, 2.8–9, 15–17). 

«Древо жизни» – это духовное древо познания добра через добропосредничеством исполнения воли Божией, закона Божьего, вечного закона любви. Древо же «познания добра и зла» – также духовное дерево, но ужепознания добра через зло. И такое «древо» посадил в саду Своем Господь, итакую возможность предоставил Бог человеку. Ведь не роботом сотворил его, но по образу Своему, наделив главным признаком этого образа –свободной волей. А чего стоила бы свободная воля без свободы выбора?..

Когда я прошу своего ребёнка: «Не касайся горячей плиты, обожжёшь пальчик!», – то я призываю его исполнить волю мою, поверить, довериться мне, как любящему отцу. И у сына есть выбор: либо послушаться родительского наставления, исполнить волю мою – «съесть плод с древа жизни», и таким образом познать добро через добро. Либо же явить непослушание, и, «съев запрещённый плод», – познать добро через зло. Познать, что отец желает добра, что его воля добрая, – но познать уже иным путём, через боль и страдание, стыд и страх…

Точно так же и здесь. Когда человек исполняет волю Божию, закон Божий, – он вкушает плоды древа жизни. Когда же нарушает заповедь, грешит («Грех есть беззаконие» (см. Первое Иоанна, 3.4)), – то вкушает запретный плод, познаёт добро через зло. Именно таким путём пошло человечество во времена Адама. Именно таким путём в большинстве своём идём сегодня и мы…

Древо жизни – это духовное древо богопознания. Путь познания Бога, истины, вечного бытия. Как и сказано: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (От Иоанна, 17.3). Как и у псалмопевца Давида: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит на собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь. И будет он как дерево, посаженное при потоках вод (при водных потоках премудрости Божией. –Авт.) , которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет…» (Псалом 1.1–3) И как Царство Небесное – предвечный Едем – в нас, так и древо жизни – Христос – также в нас!.. 

Корень его – сердце наше – пьёт животворящую воду слова Божия, укрепляется верою (ибо «вера от слышания, а слышание – от слова Божия» (К Римлянам, 11.17)), освящается светом Христовым, углубляясь в смирение, тем открывая небесные двери благодати.

Ствол его – ствол праведности, возрастание в надежде, стройная лествица духовного возрастания от веры в веру, от силы в силу, от славы в славу.

Ветви – вся полнота человеческого естества, освящённого любовью истины, одухотворение всех без исключения сфер жизни человека веры, всесторонность и многогранность бытия праведника («Итак, едите ли, пьёте ли или иное что делаете, всё делайте в славу Божию» (Первое к Коринфянам, 10.31)). И укрываются в ветвях тех «птицы небесные» – крылатые, одухотворённые мысли и желания…

Листья – не что иное, как исповедание сей веры смиренной, действующей любовью. Ибо «верою спасётесь», и «листья дерева – для исцеления народов». Ибо «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (см. Откровение, 22.2; К Римлянам, 10.10 и др.).

Плоды же этого живоносного Древа – плоды Духа Святого, любви совершенной. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона…» (К Галатам, 5.22–23).

Корень – ствол – крона; вера – надежда – любовь… «Твое – от Твоих – Тебе приносим!», –возглашает святая Церковь. Отец – через Сына – Духом Своим Святым взращивает в творении Своем, то есть в нас с вами, благословенные и животворящие плоды добра. Превращая заросшую тернием и волчцами землю сердец наших в Землю Обетованную, текущую молоком и медом. В рай, в Эдем, в царство благодати. Тем самым открывая нам, немощным, дорогу вечной жизни.

Благословен, у кого не отнимется его часть от Древа сего!..

www.vedmedenko.org

Tagged with:
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика