Автор: Сергей Протасов

На то, что сейчас происходит в УПЦ (МП) можно смотреть с разных позиций. Со стороны политической, экономической, религиозно-канонической или даже духовно-мистической. Я же смотрю на это с позиции законов и правил существования и функционирования систем — в общем и конкретной социальной системы в частности. Именно взглянув на УПЦ (МП) как на социальную систему, а не только как на Тело Христово, можно разобраться и понять, что там происходит и как то себе это объяснить. Если же я пытаюсь смотреть лишь с позиции духовной, преградой к пониманию и принятию становятся слова Христа: «По этому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Иоанна 13:35 — пер. еп. Кассиана). А вот любви как-то не очень много чувствуется в этой системе как организации, и живет она традиционно по законам социальным (биологическим), потому и рассматривать, что в ней происходит, с позиции закона жизнедеятельности биологических (социальных) систем будет вполне правомочно и логично.

Теперь вкратце о системах. Система – (от греч. – целое, составленное из частей, соединение) – некое образование, состоящее из множества взаимосвязанных элементов, которые как единое целое взаимодействуют с внешней средой и реализуют общие функции. Примером социальных систем может быть семья, школа, партийные и религиозные организации и др. Все они живут по определенным системным законам и правилам, при этом характерно друг от друга отличаясь. К тому же, они постоянно друг с другом взаимодействуют и иногда могут выступать как подсистема другой системы. Например церковный приход может рассматриваться и как отдельная система и как подсистема епархии, та же, в свою очередь, может быть отдельной системой, но как подсистема входить в структуру всей церкви.

При этом в системе есть свои правила, присущие всем системам.

Правило 1. Функционирование элемента системы вторично по отношению к функционированию всей системы. Система борется за выживание, и она всегда готова пожертвовать своим элементом, чтобы в целом остаться функциональной. Примером может быть церковные перетекания прихожан из общины в общину при сохранении главной функции прихода — служба идет. Или избавление от «неугодных» монахов в «благочестивых» монастырях и т.п. Возможно, здесь следует вывод, что ради функционирования системы можно было «пожертвовать» отдельным ее элементом —  судя по последним событиям в УПЦ (МП), архиепископом Александром.

Но есть и другие правила.

Правило 2. Все элементы системы связаны между собой и любое изменение одного элемента влечет за собой изменения другого. Всем известен пример нарушения экологического равновесия, когда изменения численности одной популяции приводят к изменениям численности другой. Это происходит не потому что одни животные стали размножаться активнее других, а потому что в экологических системах все взаимосвязано.  Так, болезнь митрополита Владимира и невозможность активно управлять делами церкви провоцирует активность его секретаря, появляется угроза изменений, нарушен баланс системы. И тогда система может отреагировать необходимостью избавится от угрожающе активных элементов (в данном контексте элементов, приводящих к изменениям (митр. Владимир, арх. Александр)). Тут, пожалуй, надо вспомнить об основных законах существования систем.

Есть два основных закона жизнедеятельности системы – закон гомеостаза и закон развития. Гомеостаз – это стремление системы сохранить себя, свои сущностные свойства во взаимодействии с окружающей средой, обеспечивая выживание системы. Минимизация влияния внешней среды – работа закона гомеостаза. Известный пример гомеостаза: как человеческий организм поддерживает температуру крови. Стоит измениться температуре среды, как организм начинает реагировать изменением частоты сердечных сокращений, сужением или расширением сосудов, потоотделением и так до тех пор, пока температура крови не восстановится.

Дисфункциональные системы достигают гомеостаза за счет «патологического равновесия». Например, семья, где муж алкоголик. «Патологическое равновесие» обеспечивается ролевыми играми семьи. Муж плохой, жена хорошая, муж страдает, жена спасает, муж кается, жена понимает и так они друг друга «любят». Мужу бросать пить нельзя, иначе все рухнет, и придется отказаться от выгодных ролей, жить честно и учится по-настоящему любить друг друга. В таком случае все, кто «посягает» на алкоголизм мужа, становятся врагами семьи, иначе будет нарушен их патологический гомеостаз. Одним словом, каждая система пытается выжить и сохранить свой «статус кво», если внешние факторы или внутренние элементы мешают этому равновесию, они распознаются системой как «смертельная» угроза и вся система работает против них, в лучшем случае отторгает (что и произошло с арх. Александром). И тут мы встречаемся с парадоксом второго закона жизнедеятельности системы: чтобы жить, система должна развиваться. Я думаю, это глубоко чувствовал Владыка митрополит Владимир, потому и привлекал к служению молодых епископов, они придавали системе динамику для развития. Сейчас митрополит Владимир утратил свою функцию «главы» и система начала жить по третьему правилу жизнедеятельности систем.

Правило 3. Система всегда стремится к саморегуляции и к самовосстановлению. См. пример с температурой крови. Только самовосстанавливаться система начала, стремясь вернуться к гомеостазу — насколько патологическому, судить не мне, но, по всей вероятности, этому очень мешал архиепископ Александр.

Проводя дальше анализ жизнедеятельности этой системы (УПЦ МП), можно понять, что она не поменяла «курс на Москву», а вернулась в свою «материнскую» систему, в которой она выполняла роль подсистемы. И это то же логично, если подсистема не пережила кризис сепарации, т.е. здорового отделения и становления себя как отдельной системы, она возвращается в «материнскую» систему как подсистема. Банальный пример с семьей: чтобы выйти замуж, дочь должна сепарироваться от мамы и стать способной создать новую семью, новую систему. Если же сепарация не произошла и даже если дочь вышла замуж, молодая семья не выдерживает «борьбы» с уже устоявшейся системой родительской семьи и побеждает симбиоз дочери и матери. Молодая семья рушится, а дочка возвращается в старую систему. Все логично и понятно, «материнская» система (РПЦ) более жесткая и консервативная, вырваться из ее «любви» для УПЦ (МП) еще не представляется возможным, но с чего-то надо начинать, может избавится, для начала, от «МП» в аббревиатуре…

Еще было бы ошибкой не учитывать, что в систему (УПЦ МП) входят не только синод, есть еще и люди, верные чада Церкви. Как поведет себя эта часть системы, зазвучит ли она в церкви, кто будет ее камертоном? Система выживает, вопросы остаются…

P.S.

Однажды у одного суфия спросили: «Как можно распознать духовного человека?» И суфий ответил : «Это не то, что он говорит, и не то, каким он кажется, а та атмосфера, которая создаётся в его присутствии. Вот что является свидетельством. Ибо никто не в состоянии создать атмосферу, не принадлежащую его духу..»

No tags for this post.
 

4 Responses to События в УПЦ МП глазами системного терапевта. «Система жила, живет и будет….»

  1. Приношу глубочайшие извинения по содержанию прозвучавшего моего предыдущего поста с недоумениями и некоторым возмущением, т.к. мой 1-й комментарий почему-то во время просмотра материала не просматривался. Всё прочее в адрес автора публикации — остаётся в силе, и действительно, хотелось бы услышать здесь и его самого…

  2. Андрей:

    Спасибо за труд… правда я не совсем понял: с одной стороны — вы изложили некоторые принципы существования систем, а потом проиллюстрировали заявленные тезисы событиями из жизни УПЦ МП, но заявлено-то было совсем другое и «События в УПЦ МП» представлены как-то фрагментарно. Т.е. при Вашем системном подходе, вы более-менее изложили сам системный подход, но в исследуемом материале системы не прослеживается. Еще проще говоря, есть такое правило воспитанного мышления, которое вы нарушили — «не умножай сущность». А притча нравится

    Александр Reply:

    Ну и дела! Захожу на сайт и читаю свой коммент исковерканный до неузнаваемости, да ещё и с «притча нравится»! Ну да Бог вам судья. Только вот об отце всякой лжи, на «православном» ресурсе, как-то быстро позабыли… Шлю ссылку, в ответ на пасквиль этого псевдо-терапевта о «прославлении» системности (кстати, размещённый на множестве инет-ресурсах, без ответа ни на один из моих комментариев, уличающих его во лжи и измышлениях против Матери-Церкви): http://www.pravmir.ru/vasilij-anisimov-eto-ne-konflikt-a-provokaciya-beseda-s-rukovoditelem-press-sluzhby-upc/ Там изложено всё по сути подобных клеветнических и провокационных публикаций… Зря вероятно пишу, модератор-то не спит, снова «на славу» постарается…

  3. http://bogoslov-club.org.ua/?p=3329
    Сергей, меня больше всего поразило заключительное резюме Вашей статьи, выраженное словами древневосточной притчи.

    Думаю, что в её духе и коренится ответ на подспудно поставленный Вами вопрос, которым Вы оказались так озабочены (чему статья и посвящена, хоть и зовётся она «События в УПЦ МП глазами системного терапевта»): «На то, что сейчас происходит в УПЦ (МП) можно смотреть с разных позиций… Я же смотрю на это с позиции законов и правил существования и функционирования систем — в общем и конкретной социальной системы в частности» — почему-то вычленяя себя самого из этой «системы», как православного христианина (чего по её содержанию, впрочем, я никак не прочувствовал).

    Думаю, что выражение здесь позиций то ли системного, то ли ещё какого-то терапевта — будет лишь демонстрацией позиций профессиональной идентификации, и то лишь отчасти. Посудите сами: ведь цельная личность каждого из нас, с христианских позиций — подобие и образ Божий, а наделённая душой безсмертной — дороже всех сокровищ мира перед лицом Божиим (что, насколько Вы понимаете — непостижимо выше, шире и глубже какого угодно профессионализма или концепций).

    Потому-то, как на меня, выражение своего мнения с таких профессиональных позиций — очень узко и ограниченно, ещё и с примесью личной пристрастности и порочности/-греховности (противопоставление себя, любимого, всему организму Церковному, телу Христовому, которые, замечу, есть соединение земного и небесного — категории, которая в статье осталась безо всякого внимания). Иначе — построение дома на песке. Говорю об этом со всей ответственностью, будучи знакомым с семейным системным подходом в психотерапии (иной «системной» терапии попросту на настоящий момент не существует, и почему Вы избегаете этой правды о себе — мне так и осталось непонятным).

    Более того, для меня, как человека православного, и «системная», и любая другая терапия, лишённая опоры на Бога — тот же дом на песке, да, и инструмент воздействия на душу человеческую, но грубый и примитивный, каким он остаётся без рассмотрения, сначала терапевтом себя самого образом и подобием Божиим, а затем и тех людей, которым он стремится помочь (в каком угодно контексте «системы»).

    «Врачу — излечися сам!», — говорили древние, кстати, вкладывая в эти слова смысл духовный, который по преподобному Серафиму Саровскому уже звучит несколько иначе и более определённо: «Стяжай дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся!» Без благодатной силы очистительных Церковных таинств («бани пакибытия»), без помощи Божией — нашего главенствующего врача душ и телес — это никак невозможно. Вот об этом и порадеем более всего, особенно же в оставшиеся дни Великого поста…

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика