В первой половине XVI в. в этих местах находился дремучий лес, на деревьях которого пчеловоды ставили борти (ульи); однажды днем бортники увидели на сосне сияющую икону Божией Матери. Сотворив молитву и возвратившись домой, они рассказали о чуде родным и соседям.

ОСНОВАНИЕ

С той поры многие из мирян и иноков приходили сюда для молитв, пили воду из источника, вытекавшего из-под корня заветной сосны.
На некоторое время здесь поселился инок-пустынножитель, воздвигший часовню. Когда часовня была готова, в ней поместили икону, снятую с дерева по указанию настоятеля одного из соседних монастырей. Утром следующего дня чудотворный образ вновь стоял на сосне. Настоятель велел совершить вторичное перенесение иконы, однако и в третий день святыня явилась на прежнем месте. Не подумав о том, что новые чудеса указывают на преждевременность перенесения иконы, настоятель распорядился срубить сосну и еще раз поставить образ в часовне. В тот же день настоятеля посетила болезнь, от которой он вскоре преставился.
После этих событий прежний источник иссяк, а в 2 км на запад открылся новый. По мере распространения известий об исцелениях, явленных через икону Божией Матери в «бортном угодье», сюда пришли новые иноки, привлекаемые благодатью святыни и уединенным расположением леса. В конце XVI в. мирянин Фома Милонов с товарищами поставил здесь деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Строительство монастыря старинные акты пустыни приписывают братии Путивльской Молченской обители.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ
Первое документальное упоминание о Глинской пустыни — как «бортном угодье Пресвятой Богородицы Глинской» — относится к 1648 г. (в тот год угодье было приписано к Путивльскому Молченскому монастырю, которому пустынь формально подчинялась — с перерывами — до 1764 г.). Название «Глинская» историографы обители связывали с добычей в окрестностях глины или временной принадлежностью этих земель князьям Глинским (обе причины гипотетичны).
К числу многих чудес, прославивших Глинский образ Божией Матери, относится избавление в 1848 г. города Глухова от эпидемии холеры: в память этого события с 1857 г. совершался ежегодный крестный ход из пустыни в Глухов (с перенесением самой чудотворной святыни). В наши дни традиция восстановлена: крестный ход совершается 1 сентября.
На протяжении веков Глинская пустынь являла миру образец истинного монашества: ее братия жила по строгому уставу, поддерживала традицию духовного руководства новоначальных иноков опытными старцами, простирала на внешний страждущий мир обильную милостыню, самоотверженную пастырскую опеку, просветительскую деятельность. Высокие подвиги и духовные дарования глинских иноков сделали обитель широко известной. Ее подвижников называли «украшением монашества».
Преподобный Макарий (Глухарев), подвизавшийся в Глинской пустыни накануне своего миссионерского служения на Алтае (1825–1829), писал о ней: «Это школа Христова, это одна из светлых точек на земном шаре, в которую дабы войти, надлежит умалиться до Христова младенчества». «Благодарение Господу: иночество живо еще на православной Руси», — вторит отцу Макарию отзыв о Глинской пустыни святителя Феофана Затворника.
Устав пустыни полностью или частично заимствовали не менее 14 русских монастырей. Своей жизнью глинские старцы оказывали огромное влияние на всe общество. К ним устремлялись многочисленные паломники со всех концов Российской империи (а позже — СССР). Многие воспитанники пустыни за высоту своей духовной жизни избирались на начальственные должности в другие монастыри — для утверждения там истинно монашеского жития. Из среды глинских иноков вышли также известные миссионеры.
Старцы святой жизни, имевшие дары Святого Духа, жили в обители уже в конце XVIII в. Начало особого подъема и расцвета духовной жизни в пустыни связано с настоятельством игумена Филарета († 1841), который ввел здесь строгий общежительный устав по чиноположению Афона. Как великого подвижника отцa Филарета знала вся Российская империя, чтили иерархи. Под его руководство в Глинскую пустынь многие старцы (в т. ч. преподобный Серафим Саровский) направляли желающих иночества. Переходили в пустынь и опытные подвижники.
Велико было духовное единение Глинской пустыни с Оптиной. Старцы обеих обителей вступали в духовно-молитвенное общение, посещали друг друга, вели переписку, имели общих духовных чад. В числе глинских подвижников широко известны преподобный Василий (Кишкин, † 1831), преподобный Илиодор (Голованицкий, † 1879), преподобный исповедник Андроник (Лукаш, † 1974), святитель Серафим (Мажуга, † 1985).
Преобразования отцa Филарета положили начало систематической благотворительности монастыря, которая стала здесь непреложным законом. Обитель содержала несколько странноприимниц и больницу, Дом трудолюбия для обучения ремеслам и грамоте крестьянских детей-сирот, щедро жертвовала на нужды народного образования. С 1891 г. монастырь издавал духовно-нравственную литературу, в 1908 г. открыл миссионерский кружок имени святoгo апocтoлa Иоанна Богослова для противодействия сектантству.
В 1922 г. пустынь была закрыта, в 1942 г. — возродилась. Ее духовные традиции были восстановлены: «ядро» братии составляли иноки, жившие здесь до 1922 г.; посредством старческого окормления они воспитали новое поколение подвижников. Невзирая на крайние лишения военного и послевоенного времени, братия пустыни оказывала материальную помощь богомольцам, семьям погибших воинов и детям-сиротам.
В 1961 г. последовало второе закрытие монастыря, о котором его старцы сказали: «В обитель не все люди могли приехать по немощи, из-за далекого расстояния, недостатка денег. Богу угодно было, чтобы мы разъехались по всей стране, чтобы глинские иноки были для всех маяками духовной жизни». В 1994 г. пустынь вновь возродилась. 12 сентября 1996 г. Свящeнный Синод УПЦ одобрил присвоение обители ставропигии Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины.
Ввиду особого значения Глинской пустыни в истории православного монашества, ей посвящено множество литературы. Выдающееся место в историографии монастыря принадлежит фундаментальным трудам глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова) († 1991) «Глинская пустынь» (1994) и «Глинский Патерик» (1997), где систематизированы данные из тысяч различных источников (в частности, документов восстановленного отцoм Иоанном архива обители).
Все направления жизнедеятельности Глинской пустыни описаны и проиллюстрированы автором с академической полнотой. Избранный отцoм Иоанном литературный стиль вдохновляет читателя на подвиг борьбы с грехом и убеждает в подлинности опыта, о котором свидетельствует книга.
АРХИТЕКТУРА
На момент закрытия в 1922 г. обитель имела окoлo 30-ти построек, включая следующие храмы: в честь Рождества Пресвятой Богородицы с колокольней (конец XVIIIв., с поздними перестройками), Иверской иконы Божией Матери над Святыми вратами (1826–1831), теплый Успенский (1843–1848), больничный Крестовоздвиженский (1896 г., в корпусе 1874–1877 гг.). К 1927 г. все храмы, кроме Крестовоздвиженского, были уничтожены; к 1942 г. от прежней застройки осталось шесть строений, из них после Великой Отечественной войны до 1961 г. возрожденному монастырю принадлежали только здание больницы и архиерейский корпус. К 1994 г. осталось несколько корпусов, перестроенных для нужд расположенного на территории обители интерната.
К 1997 г. в одном из корпусов был оборудован временный храм. В 1997–1999 гг. на месте явления Глинской иконы Божией Матери сооружена каменная часовня в честь святых правeдныx Иоакима и Анны. В 1997–2001 гг. на месте снесенной Успенской церкви построен каменный Николаевский храм; в 1999 г. взамен утраченного храма в честь Иверской иконы Божией Матери воздвигнут новый одноименный (оба сооружения отличаются от предшествующих).
В 2002 г. обустроен Преображенский колодец с каменным четырехстолпным навесом-часовней над ним, расчищен и восстановлен колодец в честь Рождества Пресвятой Богородицы (по инициативе мирянина Сергея Петровича Самоброда, который, находясь в реанимации после ДТП, имел видение о том, что после исцеления должен будет позаботиться об этом колодце). С 2006 г. сооружается настоятельский корпус с Крестовоздвиженским храмом.
ПОДВОРЬЯ
В 2001 г. на месте разрушенного храма в честь Преображения Господня в г. Ямполь Сумской обл. сооружен новый, при котором в том же году учреждено подворье; в 2002 г. подворью для обустройства келий передано здание бывшего военкомата.
В 2006–2008 гг. на бывшем постоялом дворе пустыни в г. Глухове проведены восстановительные работы, учреждено подворье, в 2008 г. открыт Духовно-просветительский центр с воскресными школами для детей и взрослых, выездной школой для детей интерната в с. Шалыгино, множеством творческих секций; в 2009 г. в качестве одного из направлений работы центра открылся подростковый клуб.
Владислав Дятлов
СВЯТЫНИ ОБИТЕЛИ
В 1999 г. в дар монастырю передана старинная точная копия чудотворной Глинской иконы Божией Матери (1846), а в 2006 г. в обитель возвращена другая ее чтимая святыня — старинный образ Нерукотворенного Спаса (с 1961 г. монашествующие берегли его за пределами пустыни). В 1990-х гг. в монастыре обретены мощи преподобного Серафима (Амелина).
В 2006 г. обретены мощи преподобных Филарета (Данилевского) и Феодота (Левченко); в 2007 г. обретены мощи преподобного Архиппа (Шестакова); к моменту прославления Собора святых Глинских (2008) обретены также мощи преподобного Макария (Шарова); в 2009 г. на Михайловском кладбище Сухуми обретены и перенесены в Глинскую пустынь мощи преподобного Серафима (Романцова). В 2005–2007 гг. обнаружены также могилы преподобных Илиодора (Голованицкого), Иннокентия (Степанова), Иоанникия (Гомолко).
СОБОР ГЛИНСКИХ СВЯТЫХ
8 мая 2008 г. Священный Синод УПЦ принял решение о канонизации 13-ти подвижников Глинской пустыни: преподобного Филарета (Данилевского), игумена († 1841); преподобного Василия (Кишкина), иеросхимонаха († 1831); преподобного Феодота (Левченко), монаха († 1859); преподобного Макария (Шарова), иеросхимонаха († 1864); преподобного Мартирия (Кириченко), монаха († 1865); преподобного Евфимия (Любимченко), схимонаха († 1866); преподобного Досифея (Колченкова), монаха († 1874); преподобного Илиодора (Голованицкого), схиархимандрита († 1879); преподобного Иннокентия (Степанова), архимандрита († 1888); преподобного Луки (Швеца), схимонаха († 1894); преподобного Архиппа (Шестакова), схимонаха († 1896); преподобного Иоанникия (Гомолко), схиархимандрита († нач. XX в.); преподобного Серафима (Амелина), схиархимандрита († 1958).
16 августа 2008 г. в обители состоялось торжественное прославление Собора Глинских святых (общую память им определено праздновать 22 сентября по н. ст.). 25 марта 2009 г. Священный Синод УПЦ благословил включить в Собор Глинских святых имена: преподобного Серафима (Мажуги), схимитрополита († 1985); преподобного Серафима (Романцова), схиархимандрита († 1976); преподобного Андроника (Лукаша), схиархимандрита († 1974). В XVIIIXX вв. в пустыни просияло и много других подвижников, иные из которых еще не прославлены в лике святых, а иные канонизированы по месту своих предшествующих или последующих подвигов.
No tags for this post.
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика