Автор: Анатолий Денисенко

Жестокая, местами депрессивная драма «Голгофа»/«Calvary» (2014) ирландского кинорежиссёра и сценариста Джона Майкла Макдонаха с Боенданом Глисаном в главной роли является тем фильмом, который не оставит равнодушным ни грешников, ни праведников. Фильм был запущен в ограниченном прокате, видимо, с расчетом на то, что его будут смотреть ищущие правды и смыла люди. Картина серьезная, отчасти грустная, отчасти вдохновляющая. Как было написано в одной рецензии, «фильм-размышления, фильм откровение, предназначенный для сугубо индивидуального впитывания – и, как водится, концовку зрителю предлагается додумать самому».

 Картина повествует об отце Джеймсе, который служит в католическом приходе небольшого провинциального городка в такой религиозной стране как Ирландия, Бог здесь никого не интересует, церковь стала объектом насмешек. В обязанности священника входит принимать исповеди и посещать заблудших прихожан. На одной из исповедей исповедующийся сообщает ему, что в течение многих лет подвергался сексуальному насилию со стороны одного католического ксёндза. В заключении исповеди незнакомец говорит, что хочет убить отца Джеймса. Причину такого желания исповедывающийся объясняет тем, что если убить плохого священника, то есть своего обидчика, о котором говорилось в исповеди, то это будет логично и понятно для окружающих. Убийство же хорошего священника (отца Джеймса), может заставить общество задуматься. Исповедующийся даёт святому отцу неделю на то, чтобы привести в порядок свои дела, после чего обещает прийти и забрать его жизнь. Наверное, всякий «нормальный» священник начал бы звонить в полицию или готовиться к смерти. Отец Джеймс продолжает заниматься обычными повседневными делами, стараясь повлиять добрым примером на жизнь своих прихожан. Именно в этой рутине раскрывается смысл жизни и миссия священника.

 Фильм повествует о высокоморальной фигуре нашего времени. О настоящем священнике. О святом, который не является безгрешным. О человеке, который среди отчаяния и забытья находится в бесконечном поиске ответов на жизненные вопросы. Смотришь на отца Джеймса — и веришь ему, доверяешь ему, хочешь подражать ему. В его приходе и гомосексуалисты, и склонные к суициду люди, и врач-атеист и прелюбодеи, и алчные политики, и алкоголики с наркоманами. Весь набор человеческих пороков под одной крышей. Складывается впечатление, что сценарист хотел обратить внимание на проявление веры Христовой среди порочного общества.

Вопрос, который встает на протяжении фильма перед зрителем, в том, а можно ли вообще убить такого священника? Ведь если его лишить жизни, то он все равно «воскреснет». Воскреснет в другом теле, например. Воскреснет в тех, кто задумается над его жертвой. Воскреснет в своих делах, которые творил при жизни. Воскреснет среди тех грешников, рядом с которыми жил тот, кто за них взошел на свою Голгофу. Иными словами, праведник обязательно воскреснет.

Внимательной зритель найдет в фильме размышления об исповеди, о церкви, о пороках и добродетелях. Помогает ли исповедь? Является ли церковь только зданием? Есть ли безнадежные люди? Что такое вера? Почему люди избегают страха перед смертью? Почему отсутствие целостности – это большой грех, а прощение себя и других – это наивысшая добродетель?

Повесть о настоящем священнике

Все общество, в котором вращается священник, говорит ему: «ваше время прошло». Но так ли это? Может ли пройти время честных, справедливых и гуманных священников? Стоит согласиться с тем, что церковь на протяжении продолжительного времени подпортила свою репутацию гомосексуальными скандалами, педофилией, подхалимством перед власть имеющими. Но также не стоит забывать, что церковь держится, и еще продержится на протяжении столетий, благодаря таким священникам, как отец Джеймс.

Итак, есть ли рецепт, посредством которого священнослужитель может «подготовиться» к своей смерти? Можно ли как-то по-особому достичь чистой совести? Не в том ли заключается выход, чтобы просто и дальше заниматься тем, чем ты занимаешься? Например, хранить тайну исповеди, если даже тебе исповедался человек, который хочет убить тебя же через несколько дней. Быть готовым к любым ситуациям, от сожжения церкви до презрения со стороны горожан, достойно проходить испытания собственной веры, оставаться человечным, не ужасаться цинизму и упадку нравственно-этических стандартов людей сегодняшнего мира.

К сожалению, а может быть, и к счастью, но призвание священника, особенно в католицизме, это, похоже, роль одинокого странника, у которого нет постоянного места под солнцем, чьим хлебом и водой является ежедневное подражание Христу. Смерть для него не ужасный момент жизни, а, как говорит апостол Павел, приобретение (1 Фил.1:21). Умирая, праведник приобретает не только жизнь вечную, но и других людей: и своих последователей, и своих обидчиков.

Источник:  www.religion.in.ua

No tags for this post.
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика