Официальный церковный Киев становится все более самостоятельным. На открытии Девятых международных Успенских чтений в Киево-Печерской Лавре 27 сентября прозвучали доклады Предстоятеля УПЦ Митрополита Владимира (Сабодана) и его ближайшего помощника епископа Переяслав-Хмельницкого Александра (Драбинко), посвященные так называемой «киевской идее». Сама тональность выступлений довольно резко контрастировала с ставшими уже привычными заявлениями Патриарха Кирилла о том, что, Россия, Украина и Беларусь представляют собой «единую цивилизацию».

Накануне открытия Успенских чтений, в субботу 26 сентября во время визита в Минск Патриарх Кирилл включил в круг «единой цивилизации» и Молдову, а также отметил ценность так называемого «Союзного государства» России и Беларуси. «Если мы его (этот союз. — Ред.) потеряем — мы проиграем и экономически, и политически не только как народы и государства, но и как личности. И, может быть, Божий суд накажет нас за это забвение заповедей Святой Руси», — сказал Патриарх Кирилл, слова которого приводит «Интерфакс-религия«.

В то же время в Киеве заявили о древности и ценности «киевской идеи». Киев в докладах церковных иерархов был назван городом-храмом, где по-особому ощущается связь с Небом и не чувствуется тяжести Москвы.

Несколькими днями ранее в аналитическом материале портала «Религия в Украине«, покровители которого находятся в высоких кабинетах на киевской улице Ивана Мазепы, была убедительно показана неизбежность самостоятельности Украинской Православной Церкви. По мнению аналитика, сегодня УПЦ завершила свою эволюцию в направлении автокефальности и готова к самостоятельному существованию.

Подтверждением этому могут служить доклады архиереев, прозвучавшие в Киево-Печерской Лавре в минувшее воскресенье.

Представлениям о Киеве как «новом» или «втором» Иерусалиме почти девятьсот лет, отметил Митрополит Владимир. Древний Киев был построен по «иерусалимской» схеме: главная святыня — храм в центре города, к которому ведут Злотые ворота. Эта же смысловая ось характерна и для Константинополя. С последним Киев роднит не только София и Золотые ворота, но также Ирининская и Георгиевская церкви (ныне утрачены).

В знаменитом «Слове о Законе и благодати» первого митрополита из киевлян святителя Илариона утверждается идея Киева как «Нового Иерусалима», отметил преемник святителя на столичной кафедре. Он обратил внимание участников конференции на греческую надпись в Софии Киевской вокруг Оранты: «Бог посреде нея, и не подвижется. Поможет ей Бог утро заутра». Эту строку из 45-го псалма византийцы и киевляне относили как к Матери Божией — покровительнице города, так и к самому городу («полис» в греческом языке женского рода). «Так, используя тонкости византийской культуры, наши предки утверждали идею богоизбранности Киева», — добавил Митрополит Владимир.

Киевская идея обрела второе дыхание в эпоху казацкого ренессанса. «Киев — это наше небо», — процитировал Митрополит Владимир слова еще одного своего предшественника Сильвестра Косова (1635). «Вторым русским Иерусалимом» называл Киев и митрополит Иов Борецкий (1621). Эти же идеи позже выражал и Тарас Шевченко в своем «Кобзаре»: «Мов на небі висить Святий Київ наш великий».

В докладе епископа Александра (Драбинко) перечислены три периода истории киевской идеи. Это время ее первоначального формулирования (XI-XII века); эпоха активной популяризации во времена казацкого барокко; и ХХ век, когда киевская идея стала объектом философского осмысления. В последний период, отметил владыка Александр, киевская идея была воспринята украинскими политическими мыслителями как один из главных элементов идеологического противостояния на оси «Киев-Москва».

Киев — избранный Богом город и священный центр Руси. Популярная формула «Повести Временных Лет» о Киеве как матери городов русских, по мнению владыки Александра, содержит в себе и библейскую коннотацию: «А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам» (Гал. 4,26). Творцы киевской историософии, прибегающие к образу Нового Иерусалима, стремились показать, что национальным идеалом Руси является не «римский идеал государственного строительства», а идеал святости, добавил докладчик.

«Раздумывая сегодня о духовной и исторической миссии Киева, мы не можем не признать того, что его глубочайшая связь с Иерусалимом сохраняется», — сказал епископ Александр. «Киев не только прекраснейший, живописнейший город. В нем по-особому чувствуется связь с небом… В нем нет той тяжести, которая позже будет ощутима в «Третьем Риме»», — добавил ближайший помощник Предстоятеля УПЦ.

В заключение доклада епископ Александр призвал популяризировать киевскую идею различными средствами: понятийным аппаратом философии истории, средствами национальной культуры и языком богословия. Именно киевская идея должна стать основой нового национального сознания, отметил владыка.

Полностью текст приветственного слова Митрополита Владимира и докладаепископа Александра опубликованы на официальном сайте УПЦ.

kiev-orthodox.org

No tags for this post.
 

4 Responses to ЦЕРКОВНЫЙ КИЕВ БЕРЕТ КУРС НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. ralf007:

    Пророчество: Украина, грядущее время скорбное. «Левые» и «правые» управляемые и вдохновляемые князем этого мира. Движение политического «центризма» формируется Духом Божьим. К власти придут люди одержимые национальной идеей. Силой «правого» фланга создастся «единая, поместная, соборная, национальная церковь», в которой предстанут «святыми»: Шевченко, Бандера, Франко, Мазепа, Шептицкий , Иосафат, Слепой , некоторые гетьманы и др.

    Россия- «империя зла», «сатанинская страна», Украина -избранница Божья. Все на колени перед национальными «святыми» -главный смысл деятельности «правых». В учебных заведениях станут проводить переосвящения в «козачат» и т.п. Наподобие того, как «левые» гнали всех на поклон к своему вождю и посвящали детей этому вождю, посвящая их в «пионеры», «комсомольцы», превращая детей в гонителей христиан . Но, запомните, те «вожди» и «святые», пред которыми силой заставляют склонять головы, служат в загробном мире лукавому. Поклонение им, это наполнение сердец их духом, а это прямая дорога в ад.

    Инакомыслящие будут жестоко преследоваться, как враги нации и служители лукавого. Это будет ночь!!! Но, перед ночью, яркой вспышкой засияет Вера в Господа. /Период власти В.Януковича/, Предупредите народ !!! Поспешите!!! Это повеление Господа!!! Чем раньше это будет сделано, тем меньший урожай обманутых душ пожнет враг рода человеческого.

    Аминь!!!

    Георгий — Илия .

  2. В Москве ведь нету Киево-печерской лавры….))

  3. Ігор Дзюба:

    Москва взагалі відпочиває

  4. svjorji:

    Э-э-э, я так понял, «Киев» — значит это круче чем «Москва»?

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика