Революция достоинства продолжается, однако теперь она перешла на этап не только борьбы за территорию, но и непосредственной защиты человека, его жизни, а особенно — внутренней духовной гармонии. И в этом контексте также важно обратить внимание на основные месседжи Церкви.

9 мая в Донецкой области сепаратисты застрелили о. Павла Жученко. Об этом в своем твиттер-аккаунте написал главный редактор издания «ОстроВ» Сергей Гармаш. По показаниям журналиста, отец пришел на блокпост, чтобы найти понимание. Достичь взаимопонимания с террористами не удалось. Лишним подтверждением этого являются хакерские атаки на ключевые веб-ресурсы Украинской греко-католической церкви. Напомним, что в конце прошлого года веб-ресурсы Церкви «переживали» дос-атаки, теперь происходит проникновение на сервер и взлом. На прошлой неделе ссылка на официальный сайт автоматически открывала ресурс с сепаратистскими лозунгами и пренебрежением к Церкви. «Нам угрожали, что не забудут о событиях в Одессе, хотя УГКЦ не имела к этому никакого отношения. Как во время событий на Майдане, так и сегодня Церковь занимает активную гражданскую позицию, стоя на стороне правды и справедливости», — отметил в специальном комментарии для «Дня» руководитель Департамента информации УГКЦ о. Игорь Яцив.

Несмотря на преступные нападения, духовенство пытается предложить собственную модель «антитеррористической операции». Первое — единение внутреннего межконфессионального пространства в стремлении к миру. Пример — уникальность молитвенной палатки в Донецке, где вместе молятся христиане и мусульмане. Также духовные лидеры призывают украинцев обязательно принять участие в президентских выборах, ведь избрание главы государства сможет предотвратить ситуацию. В комментарии для телеканала «24» Патриарх Филарет отметил: «Почему Россия не хочет, чтобы у нас состоялись выборы? Потому что знает: когда нет главы государства — его легче расшатать». «На пороге новой эры в истории Украины, в которую нынче вступаем, мы должны четко осознать эту ответственность за общее благо. Иначе будут напрасными жертвы наших дедов и отцов, Небесной сотни, а также духовный подъем Майдана», — отметил в медиа Блаженнейший Любомир (Гузар).

«День» поинтересовался у представителей духовенства и экспертов религии, какую модель выхода из нынешнего кризиса внедряет Церковь.

«ЦЕРКОВЬ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА МОЛЧАТЬ»

Лидия МИДЫК, журнал «Патріярхат»:

— Мы оказались в ситуации, когда правительство слишком малословно, и еще большей проблемой является то, что его голос охваченные противостояниями области не желают слышать. Люди дезориентированы везде, а на Востоке — тем более и, на мой взгляд, если бы Церковь, в частности Православная церковь Московского патриархата, прихожанами которой являются жители проблемного региона, взяла на себя роль некоего «коммуникатора», то «диванные» сторонники федерализации, симпатики России, люди, которые не определились со своими взглядами, или просто безразличны, могли бы воспринять ее слово. В таком случае ситуация могла бы измениться в пользу сохранения целостности Украины. Если бы Церковь обращалась к ним вместо правительственных чиновников — был бы, наверное, шанс на улаживание конфликта. Другой силы, приемлемой для них в качестве посредника-миротворца, на горизонте событий сейчас просто нет.

Понятно, что для запада и центра Украины террористические акты, продолжающиеся уже несколько недель в Донецкой и Луганской областях, являются очевидным злом, с которым нужно бороться на разных фронтах. Но, к сожалению, не являются они однозначным злом для части жителей указанных регионов. В этом случае никакая Церковь не имеет права молчать на грех и обязана называть черное черным. Но вопрос: что конкретная Церковь в лице ее иерархии считает грехом или злом в контексте глобальном?

Разумеется, обращаться к радикалам, которые с оружием в руках борются за отсоединение Донбасса от Украины, — выглядит напрасным делом, особенно если вспомнить случай с убийством православного священника на Донетчине. Надежда на то, что пророссийские активисты прислушаются к духовенству — очень призрачна, но есть.

«ЗЛО ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ ПОБЕЖДЕННЫМ»

Лука КАРПЮК, пресс-секретарь Львовско-Сокальской епархии УПЦ (КП):

— Говорить об этом достаточно трудно, как трудно и вообще воспринять то, что переживает сейчас Украина. И не следует говорить о востоке, юге или западе страны, нельзя и в дальнейшем искусственно ее разделять: что касается одного региона, то касается всего государства и каждого его гражданина. И здесь позиция Церкви важна, потому что Церковь — это то, что всех нас объединяет вокруг веры в Единого в Святой Троице Бога. Но Церковь нужно слышать, прислушиваться к ней. Церковь говорит о любви, правде, прощении, справедливости, миротворцев называет блаженными. И видим, что наш народ воспринимает это, украинцы действительно стремятся жить по таким моральным принципам. Те же люди, которые разжигают вражду и проливают кровь, они не украинцы, они не христиане, они, скорее, антихристы, потому что сознательно и открыто встали против закона Христового, отвечая на братскую любовь сильной ненавистью.

Разумеется, Церковь не может призывать оказывать вооруженное сопротивление агрессорам, но следует знать, что фактически существующая война является для нас войной в защиту государства, веры и правды, и становиться в защиту своей земли — святой долг каждого человека.

Церковь же со своей стороны усиленно молится за мир, молится за упокой душ всех павших украинцев во время коварных преступных нападений на наши земли. Молитва — вот истинный голос Церкви. Молитвы о мирном небе и прекращении кровопролития звучат сегодня по всем храмам, и мы должны верить в их силу и в милосердие Божье. Украинцы отстаивают правду, а правда не бывает посрамлена, как и зло всегда является побежденным — это Божественная истина. Следовательно, так и будет.

«ЕСЛИ СВЯЩЕННИКИ ПОДДЕРЖИВАЮТ ВОПРОС ОБ ОТСОЕДИНЕНИИ НЕКОТОРЫХ РЕГИОНОВ ОТ УКРАИНЫ, ОНИ ДЕЙСТВУЮТ КАК ДИВЕРСАНТЫ»

Иеромонах МАРКИАН (Каюмов), пресс-секретарь Львовской епархии УПЦ (МП):

— В течение всех последних событий в Украине, начиная еще с осени прошлого года, мы наблюдаем за тем, как Церковь, осознавая свое высокое призвание, пытается донести всем сторонам противостояния свою миротворческую позицию. Однако, к сожалению, как видим, голос ни одной из конфессий остается не услышанным — следствием чего стали многочисленные жертвы, гибель сотен людей. С самого начала я акцентировал внимание на том, что Церковь не может быть с народом или оставаться в стороне его жизни, поскольку Церковь — и есть народ! Поэтому не удивительно, что священники всегда там, где есть ее чада. Видим, что этот аспект осознают те, кто хочет гражданской войны, и слова о мире и поиске компромиссов этим загадочным сценаристам не по душе. Ярким примером этого стала гибель одного из отцов на Донетчине.

Что касается конкретных действий террористов — здесь все четко определено. Всеукраинский Совет церквей, в котором в этом году председательствует УПЦ, засвидетельствовал свое признание временной киевской власти и ныне действующим границам нашего государства. Поэтому, когда священники поддерживают вопрос об отсоединении некоторых регионов от Украины, они действуют, если приравнять Церковь и армию, как диверсанты. Ведь даже в тех регионах, где большинство населения не согласно с современной политической ситуацией, иерархи нашей Церкви призывали и Киев, и регионы услышать друг друга и недоразумения решить путем переговоров, а не стрельбой или захватом административных зданий. Но почему-то «горячие головы» не слышат ни голос Церкви, ни откровенные ее действия, ведь сам факт единства, например, крымских епархий с УПЦ должен был говорить сам за себя, тем более, думаю, что и епархии Донбасса останутся в том же статусе, что и теперь.

«ПРЕСТУПНИКИ, КОТОРЫЕ С ОРУЖИЕМ В РУКАХ НАРУШАЮТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, И ДУХОВНЫЕ ЗАКОНЫ, — ЯВЛЯЮТСЯ ТЕРРОРИСТАМИ»

Отец Игорь ЯЦИВ, руководитель Департамента информации УГКЦ:

— Церковь сегодня является едва ли не единственной общественной институцией, которая на протяжении длительного времени пользуется неизменным авторитетом. Мы вспоминаем события Майдана, когда представители Всеукраинского совета Церквей и религиозных организаций принимали участие в круглых столах, чтобы начать диалог как с тогдашней действующей властью, так и с оппозицией. И такой мирный поиск взаимопонимания также приносил свои плоды; ведь цена человеческой жизни намного выше, чем любые другие интересы. Церковь вышла на Майдан, поскольку там были люди, мирно защищавшие свои права, на что имели право как согласно светскому, так и Божьему закону. Сегодня важно разделять две отдельные группы. Это мирные протестующие, выходящие на площади своих городов со стремлением протеста против игнорирования власти разных периодов, которая эксплуатировала их исключительно как электорат для собственных политических амбиций. Другая группа — преступники, которые с оружием в руках нарушают и государственные, и духовные законы, являются диверсантами и террористами. Безусловно, что у всех нас сегодня есть долг защищать свою свободу и независимость, однако и сегодня основной мотив обращения Церкви — поиск мирного решения конфликта. Из истории жизни народов, из библейских рассказов понимаем, что оружие — не всегда успешный инструмент. Да, искать мира       — непросто и трудно, однако это более эффективный способ, поскольку предотвращает страдания и потери.

Продолжение темы: Как Церковь смотрит на события на Востоке Украины?

Юлиана ЛАВРИШ
Рубрика:
Газета:

One Response to АТО и Церковь (текст-Ру)

  1. Наталья Ярошенко:

    Единственное, мне не очень нравится название революция достоинства. неудачный перевод. гиднисть — это честь. А еще лучше назвали бы революцией совести… хотя суть не в названии, конечно

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика