Юрий Черноморец

Контекст: невозможность сохранения статус-кто

После вторжения России в Крым и начала войны на Востоке Украины выживаемость УПЦ стала практически нерешаемой проблемой. Можно сколько угодно винить украинское государство в том, что оно решило обороняться, но этот выбор был сделан и с ним нужно жить. В том числе рано или поздно это выбор должна понять и принять РПЦ. Любое государство имеет право на оборону своего суверенитета и территориальный целостности. Абсурдны все попытки отрицать это право выдумками про гражданскую войну или даже вооруженный религиозный конфликт униатов-раскольников и канонических православных.

Иногда складывается такое впечатление, что Москва специально делает все, чтобы в Украине на всей ее территории возникли конфликты вокруг храмов и молитвенных домов. На это направлены сознательные усилия «сепаратистов», российской информационной машины, церковных идеологов русского мира, инсайдеров Москвы в различных украинских церквях. Особенно тревожными выглядят крики последних о необходимости скорой расправы с УПЦ как пятой колонной.

Выбор: крайний консерватор

Епископы УПЦ выбрали консерватора исходя из внутренних потребностей самой Церкви – в некотором очищении, в абсолютной стабильности, в гарантированной моральной чистоте руководства. Но сам выбор немного напоминает избрание самого лучшего дирижера в оркестр на тонущем «Титанике». На самом деле, желательно было избирать мягкого кризисного менеджера – чтобы элементарно не утонуть.

Католическая Церковь в 2005 году не захотела допустить до руля папства кардинала Берголио. Он так и остался кандидатом меньшинства. Избрали консерватора Ратцингера. И сегодня все тот же Берголио под именем папы Франциска в гораздо более худших условиях пытается спасти Католическую Церковь. Драгоценные годы утеряны. Правда, теперь никто не говорит, что поворот сильно вправо мог бы спасти католицизм. После Ратцингера-Бенедикта можно смело повесить табличку на этом векторе церковного развития: «сюда не ходить! Проверено в 2005-2013».

А между прочим, Ратцингер был не только образцом моральной чистоты, творческого консерватизма, но и богословской мысли высочайшего полета. Лучший в мире христианский консерватор. В Церкви, которая была в лучшем состоянии в 2005-м в мире, чем УПЦ в 2014-м в Украине. И то – не помогло.

Опять-таки, сам выбор митрополита Онуфрия не должен и разочаровывать. Ничего катастрофического не случилось с Католической Церковью при правлении Бенедикта XVI, выживет и УПЦ. И не потому что «врата ада не одолеют Церковь» — ведь Христос говорит о другом. Врата ада никуда не «ходят», они стоят на месте. Христос говорит, что Церковь, как и Он Сам когда-то дойдет до врат ада – и они не смогут устоять перед ее смиренным внутренним светом. Исчезли или исчезают на наших глазах великие когда-то Поместные Церкви. И нужно все же думать о земном выживании вполне рационально, а не только надеяться на неверно понятые слова Спасителя.

Онуфрий может сделать Украинскую Православную Церковь чуть более Церковью, устранив некоторые негативные явления, связанные с торжеством товарно-денежных отношений над духом. Также при нем УПЦ может стать «более православной» – в частности, развитие могут получить все феномены современного монашества – от просвещенной поддержки молодежного и волонтерского движения до крайне консервативных течений. Но УПЦ как организация может и должна ответить на ряд реальных вызовов.

Что делать?

1. Нужно предложить реальную программу объединения украинского православия. В свое время митрополит Онуфрий сделал очень много для присоединения РПЦЗ к РПЦ. Сделал путем челночной дипломатии, объехав пол-мира, и потратив много времени и сил на личное общение. Сегодня необходимо сделать тоже самое с епископатом УАПЦ и УПЦ КП. Каким бы ни были эти люди с ними нужно разговаривать. Не только в формате общего заседания комиссий, но и на совместных конференциях, на светских нейтральных площадках, во время личного общения.

Сегодня качество епископата УПЦ КП лучше, чем 5 или 10 лет назад, и диалог возможен. Анти-УПЦ-шная риторика официальных спикеров, выпады отдельных епископов не должны обманывать никого. Епископат УПЦ КП желает канонического признания – особенно то поколение, которое выращено самим патриархом Филаретом, и которому в учебных заведениях УПЦ КП прищеплено правильное православное сознание.

2. УПЦ может выжить только как последовательно украинская патриотичная сила. Вспомним как во время нападения Германии на СССР все церкви и все народы были на высоте патриотической позиции. Не может быть иначе и сегодня, при защите Украины от внешней агресии.

УПЦ должна развивать не только сотрудничество с государством, но и установить отношения симфонии с обществом. Об этом говорил сам митрополит Онуфрий на заседании Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций.

3. Украинская ситуация такова, что лидерство украинского православия в духовной сфере возможно только при сотрудничестве с другими церквями. Сегодня лидерами в общественном служении являются УГКЦ и протестантские церкви, много помогающие беженцам и армии. Также УГКЦ лидирует в деле продвижения здоровых христианских идей в общественном сознании. Поддержание братских отношений на уровне Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций (ВРЦиРО), распространение сотрудничества на двусторонние форматы – требование времени. В современной Украине третьего тысячелетия всякая замкнутость означает утрату влияния, а далее – стагнацию и быстрое повторение исторического пути старообрядцев.

4. Необходимо создание благоприятной атмосферы для здоровых украинофильских инициатив. Украинское богослужение, украинская православная культура, украинская традиция богословской и религиозно-философской мысли – заслуживают на собственное развитие. Церковь должна не бояться раскрыть свой потенциал в этом отношении. Глупо бояться украинизации при том развитии проповеди народам Севера и Африки, которая осуществляется православными. Всякое сопротивление украинизации есть предательство дела свв. Кирилла и Мефодия, поддержка той самой ереси «трехязычия», которую исповедовали их противники (только «священными языками» теперь выступают другие языки). Украинское общество сегодня еще открыто к православной традиции. Завтра может быть поздно.

Источник http://www.religion.in.ua/main/daycomment/26695-mitropolit-onufrij-zadacha-vyzhit.html

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика