Автор: священник Александр Пермяков
1. ПРИНЦИП №1. ПРАВИЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ. 

Зачем вы хотите быть миссионером? Нашли ли вы ответ на этот вопрос? Я думаю, что в ближайшие 5 лет миссионеры будут оставаться самыми востребованными и бесправными людьми в Церкви. Не ждите здесь ни карьеры, ни материального комфорта. Их нет здесь. И это от Господа. И если вы не можете ответить себе на вопрос: «Почему это так?» то оставьте этот «плуг» и найдите себя в чём-то другом.

2. ПРИНЦИП №2. ПОДГОТОВКА И ТРЕНИРОВКА.
Не все могут быть миссионерами. Существует три требования к подготовке миссионера:
А. Духовная жизнь. Про духовную жизнь вам лучше прочесть у святых Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Паисия Афонского и т. д.
Б. Инициатива.
В. Профессиональная подготовка. Под профессиональной подготовкой можно понимать как обучение навыкам риторики, основам логики, психологии, так и глубокое изучение какой-то неправославной парадигмы мышления. Например, я хорошо изучил «Свидетелей Иеговы». И хотя я никогда не был членом этой секты, однако многие действующие адепты этой организации в личных беседах часто признаются, что подозревают меня в обмане. Я настолько легко и непринуждённо общаюсь с этими людьми, что им кажется будто я провёл в их организации около 10 лет. Профессиональная подготовка миссионера связана со способностью оценки миссионерской ситуации и с возможностью донести вызов евангелия без насилия и угроз до большого количества самых разных людей.
Миссионер всегда должен быть «в форме». Возможно вас это удивит, но моими «тренерами» действительно стали старейшины СИ и я очень благодарен им за эти бескомпромисные «тренинги».

3. ПРИНЦИП № 3. ПРИНЦИП ПОЛНОМОЧИЙ. Почему люди должны тратить на нас своё время? Потому ли что мы что у нас платки, бороды, угрюмые лица и благословение старцев? Для большинства современных людей наши священники – это бородатые чудаки (в лучшем случае). Единственным правильным ответом на вопрос наших полномочий — это реальное служение людям теми дарами, которые мы имеем. Лучшие миссионеры – это люди социальных профессий: врачи, педагоги, полицейские, бизнесмены, парикмахеры, юристы и т. д. Если у вас другая профессия — вы тоже можете быть миссионерами. Для этого нужно научиться дружить с людьми, этим людям должно быть хорошо с вами.
Давайте только мы НЕ БУДЕМ рассматривать свои наставления в качестве нашей монументальной жертвы всесожжения!? Наши наставления, не подкреплённые плодами нашей заботы о ближних, лишь способ самоутвердиться за счёт слушателей. Странно, что они об этом знают, а мы нет.

4. ПРИНЦИП №4. ПРИНЦИП ОБЩИНЫ.
Работа миссионера это работа словесного иконописца. Мы пишем словесный и метафорический лик Христа. Весь Христос отражается в нас тогда, когда мы все вместе. Посмотрите — 1 Кор.12:13-27. http://jesuschrist.ru/bible/?b=53&c=12#.VNxmf9griuI

1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос.
13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
14 Тело же не из одного члена, но из многих.
15 Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?
16 И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?
17 Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?
18 Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.
19 А если бы все были один член, то где было бы тело?
20 Но теперь членов много, а тело одно.
21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.
22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,
23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;
24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,
25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.
26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
27 И вы — тело Христово, а порознь — члены.
28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?
30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?
31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.

Эти слова Писания отражают реальность общинной жизни…
В общине мы взаимодополняем друг друга. Кроме того община это открытая среда. Да, в ней бывают сплетни. Зато это мобилизует многих, мотивируя их к исправлению. Да, в общине прихожане могут сказать священнику то, что думают. Зато они и поддержат батюшку в трудную минуту. Без общины все требования к нравственности христиан остаются пустыми словами. Крещённые мужчины могут хладнокровно изменять своим жёнам. Крещённые женщины могут оставаться меркантильными стервами в течении всей своей жизни. Крещённые дети растут как сорная трава. И приходские священники бессильны изменить хоть что-то. А община – это идеальная воспитательная среда для взрослых людей.

Как создать общину? Самое трудное в создании общины на приходе — это выбор разумной меры между крайностями сектантства и беспринципной вседозволенности. Я думаю, что самым лучшим примером построения общины является монастырь. Про монастырь есть две очень хорошие поговорки:
* В монастырь со своим уставом не ходят,
* Монастырь не в брёвнах, а в рёбрах.
Эти поговорки говорят про две «границы» монастыря: уставные и нравственные. Возможно кто-то спросит: а где догматические границы? Почему про это не говорится? Если б спастись можно было бы только в монастыре, то у монастыря были бы свои догматические границы. В этом случае монастырь, как раз и был бы сектой. Ведь именно своя уникальная догматика и превращает религиозную общину в секту. Это же касается и приходских общин. У них должны быть свои уставные и нравственные границы. Например у нас по пятницам проводятся специальные молебны о воцерковлении крещённых, но не воцерковлённых людей. На эти молебны подаются два типа записок:
* «О ЗДРАВИИ» — здесь имена воцерковлённых людей.
* «О ВОЦЕРКОВЛЕНИИ» — здесь имена всех, кого крестили, «по объявлению», кто не стремится к духовной жизни. Мы знаем, что Бог любит этих людей и ищет их спасения. И мы молимся о том, чтобы хотя бы молитвой поучаствовать в их спасении. После молебна проводится индивидуальная исповедь только для членов общины. Священник на этих долгих беседах вникает во все нюансы духовной жизни приходских активистов.
Кроме того, всех членов общины регулярно обзванивают старосты и приглашают на какие-то интересные встречи. Члены общины имеют право со своими старостами собираться в помещении воскресной школы или в трапезной или у кого-то дома для прохождения курсов Школы Начальной Катехизации. Все члены общины участвуют в проекте приходского консультирования.
Члены общины садятся с батюшкой за один стол в воскресный день после службы. Священнослужители уделяют членам общины самое большое количество индивидуального времени. Сохранение нравственных и уставных границ общины означает, что в общине должен быть контролируемый вход и выход. Для того, чтобы оставаться внутри этих границ человек должен выполнять очевидные для всех нравственные и уставные требования.
Подведу итог. Для построения общины нужны:
* Помещения для внебогослужебных мероприятий.
* Два типа мероприятий. Один тип для членов общины, другой тип для всех желающих.
* Штатное расписание мероприятий.
* Подготовленные кадры «руководителей» общинных групп. Священник должен заниматься с этими людьми индивидуально.
* Обучающие программы для разных аудиторий: для невоцерковлённых людей, для членов общины и для руководителей общинных групп.
И это всё! Как видите, организовать общину проще, чем кажется.

5. ПРИНЦИП №5. КОНКРЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. ТЕЛЕФОНЫ. Эффективная миссия должна быть приспособлена к рационализации. А как мы фиксируем реальные изменения? Нужны какие- то цифры. Но можно ли посчитать религиозность человека? Прямого показателя воцерковлённости не существует. А косвенный существует. Вот показатель доверия нам – номер мобильного телефона! У меня 5 видов таких номеров телефонов.
А. ОЧЕНЬ ГОРЯЧИЕ – ближайших помощников, старост черёд приходского консультирования. У меня их пять.
Б. ГОРЯЧИЕ телефоны всех членов общины. А она состоит из черёд приходского консультирования. В каждой череде около 10 человек.
В. ТЁПЛЫЕ – телефоны крещённых, но не воцерковлённых людей, готовых пройти специальные курсы воцерковления.
Г. ХОЛОДНЫЕ телефоны – тех кто когда либо обращался за помощью, а потом «исчез».
Д. ОЧЕНЬ ХОЛОДНЫЕ — телефоны светских высококлассных специалистов, которых нужно нанимать за деньги. Это юристы, преподаватели, психологи, коучи и т. д.
В процессе миссионерской работы телефоны должны «теплеть».
Как собрать телефоны?
* Сделать объявление о сборе книг миссионерской библиотеки.
* Отсортировать полученные книги, выбрав тот материал, который поможет людям подготовиться к крещению, к исповеди и к Причастию.
* Организовать в центре города, в воскресный день «дозор» «приходской миссионерской библиотеки». Это законно. Если приходской настоятель в рясе с крестом постоит с прихожанами, раздающими книги, то полицией проблем не будет. Но лучше если вы в мэрии сделаете заявку о вашем мероприятии заранее. Это делается за 10 дней до начала мероприятия. Если вы проведёте 3 таких мероприятия с периодичностью раз в 2 недели, то в администрации к вам привыкнут и полиция к вам подходить не будет вообще, даже если вы будете без батюшки.
Для библиотеки нужен стол, два стула, журнал для записей телефонов и пару человек прихожан. Возле стола можно поставить стенд с информацией о деятельности вашей библиотеки. Не надо на стенде вешать листы с текстом. Это никто читать не будет. Лучше размещать на нём картинки, фотографии, демотиваторы и т. д. Все кто берут книги — оставляют свои «тёплые» телефоны. Кроме того, вы можете всем, кто к вам подходит предлагать бесплатно буклеты. Это увеличит приток людей. Также вы можете предлагать людям поучаствовать в организованных вами околоцерковных мероприятиях. Например, вы можете у себя на приходе организовать 4 встречи на тему «Как правильно выйти замуж?» или «Техника религиозной безопасности», или «Как сохранить семью?» и т. д. Эти проекты должны быть подготовлены заранее. В интернете есть масса презентаций, например отца Ильи Шугаева, на тему семьи и брака. Скачивайте, переделывайте под себя и пользуйтесь! Те, кто хотят участвовать в ваших проектах оставляют свои номера телефонов. Когда их набирается 20 человек, вы можете их обзвонить и пригласить на первое занятие по заданной теме. Ваша цель, как миссионеров, вовлечь этих людей в богослужебную жизнь вашего прихода. Если они становятся постоянными прихожанами вашего храма номера телефонов «теплеют». То есть вы переносите их в категорию «горячих» и т. д.

6. ПРИНЦИП №6. ЦЕРКОВНОСТИ. Принцип Церковности уменьшает количество миссионерских проектов, то есть встреч верующих людей с неверующими за пределами храма до небольшого количества мероприятий направленных на конкретное вовлечение людей в церковную жизнь. Для меня первым шагом этого вовлечения является регулярное посещение храма. Эффективная миссия направлена не просто на стихийное посещение храма, а на принятие некоторых очень важных решений которым человек должен следовать всю оставшуюся жизнь. Перечислим эти решения чуть позже. Принцип церковности — это также принцип покорности архиерею. Ведь Православии церковность только там, где архиерей.

7. ПРИНЦИП №7. ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
Предмиссия — миссия – катехизация – воцерковление – духовная жизнь.
Эта последовательность представляет собой закон, игнорирование которого приводит к тому, что люди не воцерковляются, не приступают к духовной жизни и не обретают спасение. Остановимся на этом подробнее.
Большинство околоцерковных мероприятий, которые мы фиксируем как «миссионерские» по своей сути миссией НЕ являются. Сюда входят ярмарки, субботники, научно-практические конференции, поэтические вечера, круглые столы и т. д. Я это называю предмиссией или протомиссией. Это определение связано с мотивацией участников этих мероприятий. Разве эти люди собрались для того, чтоб поговорить о Христе? Нет. У них, в большинстве случаев, совершенно другие планы. Возможно, они пришли из любви к искусству, либо из общественных и политических интересов, либо просто пришли «потусоваться». Некоторые «наиболее продвинутые» настоятели придумали замечательное псевдо-миссионерское решение: когда в их храм приезжает архиерей, они приходят к ректору ближайшего ВУЗа и выпрашивают у него «поток» студентов. Эти студенты ставятся перед выбором: пойти на лекцию по сопромату или на «экскурсию» в православный храм? Естественно, студенты выбирают экскурсию. А «экскурсоводом» в этой ситуации оказывается — архиерей, хотя он об этом не знает! А отец- настоятель знает и фиксирует эту «экскурсию» как «молодёжную и миссионерскую» работу и получает одобрение высокого начальства. Всё! «Миссия у нас есть, что ещё надо?» Нет, друзья! Никакая это не миссия. Вот если бы настоятель после «экскурсии» нашёл время за кружкой чая поговорить по душам с двумя- тремя студентами о Христе и Его учении, о грехопадении, искуплении и нашем истинном предназначении — это была бы миссия. Миссия — это разговор с человеком «на равных» о самом главном. Человек пришедший на околоцерковные мероприятия из любопытства должен после встречи с миссионером захотеть познакомиться со Христом и с Его учением. Результатом настоящей миссии становится катехизация. Здесь человек получает теоретические знания о спасении. Роль катехизатора отличается от роли миссионера тем, что катехизатор — учитель. Он не спорит, не ищет совместного и умного ответа на сложные вопросы (как миссионер). Катехизатор это уста церковной общины. Общаясь с катехизатором человек назидается Церковью. Результатом катехизации становится воцерковление, то есть применение теоретических знаний полученных во время катехизации на практике.
Воцерковление включает в себя 3 этапа.
1) Этап принятия решений, 2) этап христианского воспитания и 3) этап духовного вооружения.
ЭТАП РЕШЕНИЙ:
А. Хотя бы раз в неделю человек должен посещать храм.
Б. Каждый день человек должен молиться. У него обязательно должен быть молитвослов, а в нём должно быть утреннее правило, которое мы читаем утром и вечернее правило, которое мы читаем вечером. Кроме того, каждый день мы должны изучать св. Писание.
В. Человек должен участвовать в постах.
Г. Человек должен исповедоваться и причащаться хотя бы раз в три недели.
ЭТАП ВОСПИТАНИЯ.
аспекты воспитания:
1. Праведное поведение. 2. Праведные чувства.
3. Праведные желания. 4. Праведные мысли.
Справедливости ради надо сказать, что на этапе воспитания обязательно должно сформироваться только правильное поведение. Правильные чувства, желания и мысли появятся только потом, в реальной духовной жизни человека. Но на этом этапе человек уже должен начать приобретать опыт управления своим внутренним миром.
Средствами воспитания являются религиозное окружение и помощь духовника.
Средствами самовоспитания являются исследование Писания, назидания в житиях святых, в примерах праведного поведения наших современниках и т. д.
ЭТАП ДУХОВНОГО ВООРУЖЕНИЯ:
Подготовка к невидимой брани это вооружение и снаряжение:
1. Внимательная молитва — «Щит веры».
2. Покорность Богу — «Меч обоюдоострый».
3. Радость веры. Деятельная забота о спасении ближних — «Обувь благовествования».
4. Сокрушение о грехах. Недовольство собой. «Броня праведности».
5. Терпение скорбей. «Шлем спасения».
6. Ученичество Христово – «Пояс истины».

8. ПРИНЦИП №8. ПРИОРИТЕТ МОЛОДЁЖИ И ИНТЕЛИГЕНЦИИ. Среди многообразия разных проектов необходимо особое внимание уделять молодёжи и интеллигенции. Хотя общаться с ними намного труднее, чем с бабушками и инвалидами, однако с ними ваша миссия будет действительно эффективной. Миссионерский потенциал заинтересованной молодёжи и интеллигенции в десятки раз выше потенциалов других групп.

9. ПРИНЦИП №9. ПРАВИЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ, ТО ЕСТЬ ВРЕМЕНИ И ДЕНЕГ. Личная ценность денег и времени отличается от курса доллара и показателей повременной оплаты труда. Личная ценность формируется за счёт особого внимания, которое вы уделяете своим расходам и доходам. Причём мы должны ценить время больше, чем деньги, ведь временные затраты необратимы. Лучшим способом фокусироваться на приоритетах является ведение дневника. Я думаю, что у миссионера должен быть дневник, в котором он мог бы давать оценку тем или иным событиям в течении дня или недели. Кроме того, у миссионера должна быть записная книжка с телефонами и чёткими подсказками самому себе – кто этот человек с таким- то номером.

10. ПРИНЦИП №10. ПОДДЕРЖКА АКТИВИСТОВ ИЛИ НАОБОРОТ ПОДДЕРЖКА АКТИВНЫХ БАТЮШЕК.
Если вы священник, то вам нужно поддерживать своих активистов то есть тех, кто вам помогает. Как можно помочь волонтёрам?
А. Материально.
Б. Пожертвовать временем, то есть провести с ними совместный отдых.
В. Пожертвовать знанием и опытом.
Если вы хотите послужить миссионером на приходе и нуждаетесь в особом внимании священника – попросите его быть вашим миссионерским наставником и платите ему десятину. Вот увидите… у вас будет много возможностей для воцерковления на этом приходе..

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика