Андрей Белоус 

Есть такая популярная история в житиях мучениц. Есть некая девушка из хорошей семьи, которая умудрилась стать христианской. К ней сватаются женихи, но она всех их отвергает и говорит, что любит только Иисуса — небесного жениха. То есть, никто ее не принуждает, вроде как, от Христа отрекаться. Ну, в начале. А она говорит, что замуж не пойдет, потому что Иисус — моя единственная любовь и все тут. Странно. Вот святая Елена почему-то не упиралась, мать Константина. Да и вообще. Христианство не запрещает брак, так почему?

В Римской империи было две формы брака. 1. Матримониальный брак. Настоящий брак, полностью признаваемый государством и обществом. 2. Конкубинат. В самом начале просто сожительство, но постепенно он в правовом смысле приближался к полноценному браку. Так вот, св. Елена была не женой, а конкубиной Констанция Хлора. И вот почему.

1. Матримониальный брак заключался через языческий ритуал. И когда к «знатной римской девушке» приходили сваты, то их посылали благонамеренные юноши ее же сословия, аристократы. И хотели они именно полноценного законного брака, а не «гражданского». А христианки не могли участвовать в языческих ритуалах. И поэтому предпочитали умереть, а не потому, что считали любовь с мужем изменой Христу.

Совсем другое дело, если какой-нибудь император Коммод или Констанций Хлор, подглядывая в женских банях, примечал христианку. Их интересовали «отношения», а не официальная семья. А христианка все равно не могла рассчитывать на матримониальный брак с христианином. «Недозволенная религия» не имела права заключать браки по римским законам. И браки христиан друг с другом для империи оставались сожительством. Как в СССР такими были венчанные браки катакомбников или старообрядцев, не принимавших регистрацию в ЗАГСах. (К слову, когда ее ввели, Патриарх Тихон угрожал отлучением тем, кто пойдет регистрироваться до венчания). Но вернемся к христианкам. Вот на такой брак они вполне могли согласиться даже с язычником. И соглашались, хоть и не всегда.

После Константина браки, заключенные в церкви, приравняли к бракам, заключенным в языческих храмах. И когда составляли жития, монахи приписывали девушкам-христианкам «правдоподобные» мотивы, потому как историю римского права они, как правило, не знали. Так эти девушки превратились в тайных монашек, желающих сохранить свое девство и верность Христу. И не желающих выйти замуж ни за кого и никогда. С этой ситуацией связан, похоже, и еще один канон. Но о нем позже.

Tagged with:
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика