Церковные войны. Почему в Украине нельзя разжигать огонь религиозных противоречий

 Автор:  диакон Вячеслав Дарпинянц

21 сентября возле храма в честь святого Георгия Победоносца в селе Катериновка (Тернопольская область) пролилась кровь. Видеохроника инцидента уже гуляет в интернете

Очевидцы свидетельствуют: около трёх часов дня неустановленные лица, скрывающиеся под чёрными масками, силой вытеснили верующих Украинской православной церкви (главным образом, прихожанок почтенного возраста) за церковную ограду. Вслед за этим кто-то взломал храм и впустил туда клириков Киевского патриархата. Присутствовавшие на месте представители Кременецкого РОВД поначалу заняли позицию невмешательства. Изгнанной общине УПЦ даже не позволили забрать антиминс (священный плат с вшитой частичкой мощей, на котором совершается Литургия), Евангелие на церковнославянском языке и другие святыни. Священников и верующих окрестных сёл, приехавших поддержать гонимую общину, «отполировали» дубинами, травили газом. Особо отличились бойцы батальона «Тернополь-2».

Таким вот образом было имплементировано решение главы Тернопольской ОГА Степана Барны о проведении в Катериновке поочерёдных богослужений. Незадолго до инцидента он, особо не вникая в тонкие материи канонов Церкви, взял и поделил храм в честь святого Георгия Победоносца между общинами УПЦ и УПЦ КП. Хотел, наверное, как лучше, а получилось — около двадцати травмированных, один госпитализирован в тяжёлом состоянии.

Жутко то, что эта история — лишь эпизод, обнаруживающий тенденцию. В июле 2015-го, например, в селе Башуки (всё тот же Кременецкий район Тернопольской области) у общины УПЦ банально «отжали» храм в честь святого Архистратига Михаила. Точнее, прежде общину хотели документально ликвидировать, чтобы легче было выселять. А потом, когда клирики и верующие призвали на помощь представителей ОБСЕ, православную общину просто выставили вон без правовых обоснований. Досталось и миссии ОБСЕ — европейцы, выехавшие на место, чтобы изучить проблему, были обвинены в связях с Москвой; их автомобиль чуть не перевернули. Спас глава башукинского сельсовета, который, собственно, и рассказал об инциденте.

Дальше — хуже. Известно, что в конце августа, за три недели до трагедии в Катериновке, господин Барна подписал решение о перерегистрации ещё одной общины УПЦ — села Колосова. Росчерком пера перевёл полсотни человек (без их на то согласия, более того — при их противодействии) в юрисдикцию Киевского патриархата. Игнорируя действующий запрет суда на какие бы то ни было манипуляции с уставом религиозной общины, невзирая на выводы (официальные) других местных органов власти, предлагавших не рубить с плеча. И вот 6 сентября в храм имени апостола-евангелиста Иоанна Богослова пришли служить сразу две общины разных конфессий. Кровь, слава Богу, не пролилась. Но что будет завтра?

Ни один нормальный человек не должен идти на захват культового сооружения — будь то храм, мечеть или синагога

Проблема, собственно, не только в странной позиции Барны, а её география отнюдь не ограничена Тернопольщиной. В Ровенской области группы радикально настроенных парней препятствуют выполнению решений судов, именем Украины подтверждающих права собственности общин УПЦ на храмы (недавно нашумевший пример — село Птича). Или — как в Белогородке и Ходосах — местные власти идут на поводу электората и мешают верующим, выгнанным из старых храмов, строить новые. Подобных примеров десятки, если не сотни.

Беда в том, что пока на юго-восточных рубежах нашей страны продолжаются боевые столкновения, на западе Украины, в тылу, образуется латентный фронт межконфессиональных конфликтов. События 21 сентября в Катериновке — опасный прецедент.

Думается, что в таких обстоятельствах представители законодательной, исполнительной и информационной, «четвертой» власти не должны подливать масла в огонь религиозных противоречий. Не подливать масла — значит не подыгрывать ни одной из сторон в конфликтных ситуациях, а отправлять их в суды для решения хозяйственных споров; в идеале — создать условия, чтобы в каждом селе (группе сёл) были храмы всех конфессий, которые в этом заинтересованы. Не подливать масла в огонь — значит обеспечивать выполнение судебных решений, а не конъюнктурных манипуляций перед выборами; доводить до сведения граждан достоверную информацию о той или иной конфессии, проверять сведения о «московских попах», не судить по нескольким кадрам обо всех и вся. Не нужно делать глупых обобщений из странных частностей. (NB! — Нарушение ПДД, дерзкое общение с полицией и проклятия в адрес журналистов — это не позиция УПЦ.)

Уверен, ни один нормальный человек не должен идти на захват культового сооружения — будь то храм, мечеть или синагога. Зачем нам западный фронт? Нашей стране нужен крепкий тыл… Мы, попы, как раз и молимся о мире в Украине, благополучии её народа, властях и воинах её, на каждом богослужении. Не мешайте это делать. Не лучше ли направить энергию в конструктивное русло? Помочь материально нуждающимся и посетить больных, ведь их становится всё больше.

Источник: http://focus.ua/opinions/337546/

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика