На этой неделе произошел громкий скандал на Тернопольщине. В понедельник, в селе Катериновке, во время богослужения произошло массовое избиение верующих Украинской Православной церкви. Били представители Правого сектора и односельчане — прихожане Киевского Патриархата. Зачем? Они хотели установить свой контроль над храмом, который, кстати, изначально принадлежал УПЦ. Все происходило на глазах у правоохранителей, которых, кстати, тоже обвиняют в участии в избиении верующих. И вот еще скандальная деталь: после избиения прихожан милиция открыла уголовные производства. Одно — против тех, кто бил, а другое — пусть как это ни странно звучит — против тех, кого били. А в пятницу предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий обратился к Президенту с просьбой учесть систематическое нарушение религиозного законодательства в Тернопольской области. Наш специальный корреспондент Геннадий Стамбула поехал на место событий, чтобы разобраться — кому на самом деле принадлежит церковь в Катериновке и выяснить, как рейдеры могут захватить даже храм.

Геннадий Стамбула, корреспондент:

— Этот храм был построен где-то 100 лет назад. Во время войны он был частично разрушен — свалили купола. Но потом все восстановили. Прошло много времени и храм снова в опасности. Теперь прихожане не могут разделить святыню.

Верующие Украинской Православной церки пытаются пробиться в храм, к которому ходят всю жизнь. Им преграждают путь мужчины в балаклавах. Женщины не понимают: почему в День Рождества Пресвятой Богородицы им запрещают зайти в церковь…

Эти люди в масках — из организации Правый сектор. Драться с бабушками приехали еще и бойцы из батальона «Тернополь», который подчиняется МВД. Живой цепью они стали на входе в церковь. Вместе с местной милицией. За ворота людей так и не пустили. Когда слов не хватило, в ход пошли палки.

Позже милиция скажет: верующие избили сотрудников правоохранительных органов. У них многочисленные синяки и царапины. Мол, люди сами виноваты — штурмом пошли на церковь.

Александр Богомол, руководитель управления МВД в Тернопольской области:

— Гумовий кийок можна наносити в відповідні місця. Не можна бити по голові, по статевих органах… Після того, як почалися насильства проти працівників міліції, вони зобов’язані були себе захистити. Людей, яких я відправляв, я відправляв з бронежилетами, кийками, були окремі люди, які були з вогнепальною зброєю…

Это не первый случай, когда Правый сектор оказывается в организации скандала. А милиция бездействует, только наблюдает. В Тернопольской области за последний год захватили уже не одну церковь. Были даже поджоги святынь. Все происходило по одинаковому сценарию. Но до сих пор правоохранители не наказали ни одного нарушителя.

Людмила, прихожанка УПЦ:

— Ми самі на свої вуха чули як начальник Кременецької міліції крикнув: «Бийте їх — нецензурне слово, — бийте їх». Били всіх, хто був біля паркану.

Тот ужасный понедельник Людмила запомнит надолго. Она вместе с другими прихожанами приехала в Катериновку из Почаева, когда узнала, что их сельский храм захватили. Теперь она не один день будет залечивать свои раны.

Людмила Дробот:

— Перелом тута і тута… на двох пальцях. Ну такою довгою чорною дубинкою. А потім підбіг другий — і копнув мене сюди ногою. Я зразу зігнулася вдвоє.

Левченко Василий:

— В нашу товпу забіг один хлопчина, потім в нашу товпу за ним врізався боєць. Долі секунди, налетіли, притиснули і з криками «викидаєму цю падлу» сипалися удари.

Василий показывает разбитую голову. У Андрея — тоже самое. Каждый из них получил еще несколько ударов палкой по спине.

Левченко Василий:

— Говорили, що ми приїхали в чуже село. До чужої парафії. В той час, як бійці приїхали на територію храму — вони це врахували за норму.

Они — это половина села Катериновки. Люди, которые воспротивились Украинской православной церкви. Они считают, что церковь должна отойти к Киевскому Патриархату. Готовы добиваться этого в любой способ.

Люди Киевского Патриархата:

— Ми в церкву влізли зранку. Заняли храм, силою, бо не можна було договоритися.

Несмотря на такие признания, священники Киевского патриархата применения силы отрицают.

Протоиерей Алексей, представитель УПЦ КП:

— Силу… силу з нашої сторони ми не застосовували. І єпархія не запрошувала Правий сектор. Може хтось з людей подзвонив.

Сторонники Киевского Патриархата настаивали, чтобы прихожане с УПЦ вместе со священником добровольно ушли из своего храма. Собирали за это подписи в селе, в том числе и у тех, кто вообще ни в какую церковь не ходит. В конце концов, зарегистрировали общину — УПЦ Киевского Патриархата. Но новую церковь строить себе не хотят, требуют у другой конфессии передать им местный храм.

Люди Киевского Патриархата:

— Батюшки, священики — в сторону, ми є дві громади. Давайте договоримся… — нє, ні в яку. Поки що ми кажемо один одному «добрий день». Говорим через зуби, но буде таке, що буде ворожнеча, ми зробили документи, зареєстрували громаду, маємо договір на почерговість. Вони до того храму не мають відношення.

Иегумен Геронтий, представитель УПЦ:

— Складений графік. Тобто одну неділю одна громада починає о сьомій годині до 11, наприклад. А інша з пів дванадцятої і дальше може служити. А інша неділя навпаки.

Поочередное служение в храме — решение от областной власти. Игорь Кульчицкий — чиновник из Тернопольской обладминистрации показывает распоряжение губернатора. Там написано: прихожане в Катериновке теперь должны молиться по очереди.

Игорь Кульчицкий, заместитель руководителя департамента Тернопольской ОГА:

— Храм переданий в рівне і почергове користування обом громадам. Як є дві громади на території села — Київського Патріархату і УПЦ, закон про свободу совісті передбачає почерговість богослужіння за взаємною згодою громад. За відсутності такої згоди, власник передбачає порядок користування.

Однако, вот документ, в котором черным по белому написано, кто имеет право распоряжаться храмом — община села Катериновки Украинской православной церкви. Договор на право пользования святыней подписан еще в сороковых годах. И никто его не отменял. То есть, в храме должна править УПЦ.

Договорились в следующий раз встретиться в четверг. Но прихожане УПЦ мало надеются, что все же удастся договориться. Ведь преставители Киевского Патриархата храм освобождать не намерены. Верующие УПЦ теперь надеются на Президента. Они написали ему письмо с просьбой вмешаться в конфликт.

Однако ответа пока не дождались.

Tagged with:
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика