Автор: Тарас Борозенец

«Трудно тебе идти против рожна»
(Деян. 8:5)

Contra spem spero.

Итак, о чем же сказал Патриарх 3 ноября сего года в своем выступлении на III Ассамблее фонда «Русский мир»?
С присущей ему ясностью, простотой и доходчивостью он сказал следующее: 1) существует русский мир, то есть русская культура в самом широком смысле этого понятия (для особо непонятливых подчеркнем, именно русская, а не российская); 2) эта культура, как и любая другая, имеет свою историю, язык, этические и эстетические ценности, религиозный фундамент, преимущественно воплощенный в православном христианстве, а также других традиционных верованиях; 3) носители и представители этой культуры сегодня концентрировано живут на территориях трех соседних суверенных государств (России, Беларуси, Украины), а рассеяно или диаспорно распространены по всему миру; 4) украинская, белорусская, российская культуры являются органическими и неотъемлемыми частями единой русской культуры, ее ядром, как в прошлом, так и настоящем; 5) для особо непонятливых и ищущих повода специально подчеркивается признание и положительное значение как суверенности трех славянских государств, так и естественной специфики культур их народов, уважение и любовь к ним; 6) такое же почтительное отношение ко всем другим государствам, народам, культурам, опекаемым Русской Православной Церковью; 7) Русская Православная Церковь является духовной сердцевиной всей русской культуры; 8) поэтому она заботилась, заботится и будет заботиться о ее сохранении, развитии и процветании, как в целом, так и в частях; в этом всегда состояла ее культуротворческая, цивилизационная миссия; 9) сегодня для осуществления этой миссии Русская Православная Церковь предлагает конкретные программы; 10) реализация этих программ чрезвычайно актуальна для защиты культурно-национальной и религиозной идентичности русского мира от глобализационных угроз. Все. Точка. Больше в тексте доклада ничего нет.

Давно известные, из года в год повторяемые, до банальности привычные мысли, о которых в силу их несомненной ясности и говорить нечего. Когда текст сводится к констатации очевидных фактов, просто не хочется ни о чем спрашивать, ничего комментировать, тем паче спорить. Обыкновенное официальное выступление перед определенной аудиторией с элементарным по своей очевидности содержанием.
Абсолютно очевидно, что Патриарх выступал на русском форуме с программной для этого форума речью перед представителями русской культуры (теми же украинцами, белорусами, россиянами); и потому естественно говорил о поддержке и развитии русской культуры. Выступал бы он в Японии, Англии, Германии, Франции и других странах, где существуют приходы РПЦ, то естественно говорил бы о поддержке их национальных культур. Выступал бы на Украине исключительно перед носителями ее культуры больше бы высказывался о ее ценности и своеобразии, о конструктивной, творчески-преображающей миссии Церкви по отношению именно к ней, а также о ее инкорпорированности в единое духовно-культурное пространство с его православно-церковным фундаментом, то есть о том, о чем постоянно и естественно заявляет митрополит Владимир, как и другие православные иерархи.
Поэтому ни о каком отождествлении Русской Православной Церкви исключительно с российской национальностью или только с тремя восточно-славянскими национальностями, ни о каком игнорировании или исключении из РПЦ других неславянских национальностей и культур, ни о каком патернализме, двойных стандартах, этнофилетизме и речи быть не может. Тем более, не может быть речи ни о каком империализме, колониализме, тоталитаризме, шовинизме, ксенофобии, национализме, русификации. Все это однозначно и решительно осуждается. Доклад имеет не политический, но исключительно церковно-культурологический характер. Именно в культурологическом смысле следует понимать идею Патриарха о созидании независимыми государствами, существующими на пространстве исторической Руси и осознающими свою общую цивилизационную принадлежность, Русского мира как общего наднационального проекта. Опять-таки, все это абсолютно очевидно, ибо лежит на поверхности и не имеет никакого скрытого подтекста. Любой нормальный человек знакомый с текстом не может его не понимать или понимать как-то иначе.
Так в чем же проблема?! Откуда взялись непонимание и неадекватно-некорректные, откровенно оскорбительные интерпретации элементарного по своему смыслу текста? Откуда вся эта шумиха, как-то враз накалившаяся до градуса оголтелой информационной кампании против Патриарха и Русской Православной Церкви?
Совершенно очевидно, проблема не в выступлении Патриарха, а в тех, кто в силу своих националистических антироссийских фобий осознанно или неосознанно искажает его мысль, лукавит или попросту нагло врет. Созданные больным воображением, не соответствующие действительности представления безосновательно вкладываются в уста Патриарха, после чего подвергаются разгромно-убийственной критике. Однако, на самом деле это борьба ни с чем иным, как со своими собственными фантазиями. Это по хлеще боя с ветряными мельницами. Дон Кихот отдыхает.
Очевидно, что искусственно-манипулятивное нагнетание страстей вокруг совершенно безобидного выступления, разворачивание целой агрессивно-антиправославной кампании является частью информационной войны, которая целенаправленно проводится в украинских СМИ с целью дискредитации Патриарха Кирилла и нивелирования того большого авторитета и популярности, которые он приобрел в результате своего пастырского визита на Украину.
Господа! Окститесь! Снимите русофобско-националистические очки, сквозь которые вам везде мерещится рука Москвы, антиукраинский заговор и империалистическая агрессия. Не перекладывайте с больной головы на здоровую! Не делайте из мухи слона, тем более, что и мухи то никакой нет, и говорить не о чем! Научитесь, наконец, слышать и понимать! Не знаю, как еще к вам обратиться, чтобы вы поняли?! Не позорьте ни себя, ни Украины!
Существование мира русской культуры, также как и определяющая роль Русской Православной Церкви для нее, – это фактическая данность истории и нашей жизни. Не желаете признавать реальности и вопреки всему ей принадлежать, хотите оставаться в плену идеологических иллюзий – это ваше право (при всей деструктивности и утопичности его реализации: и неблагодарные дети, бывает, не хотят признавать своих родителей, своей семьи), но не клевещите, уважайте другую точку зрения, как и тех, кто к ней принадлежит.
Подчеркиваю, что пишу я все это не в защиту Патриарха. Он в ней абсолютно не нуждается, ибо на его стороне историческая традиция, бесспорные факты, здравый смысл и высокая интеллектуальная культура, чего, к сожалению, не скажешь о его «оппонентах». Опять-таки я не настолько наивен, чтобы верить, что мои слова возымеют на них должное действие, и они сразу осознают свои заблуждения. Просто уже достала все это гремучее месиво маразма, идиотизма, шизофрении, мании преследования, истерии и комплекса неполноценности, вся эта вакханалия иррационально-мифологической националистической дикости.
В заключении хотелось бы искреннее посочувствовать всем тем, кто не видит очевидного и не помнит своего родства. Желаю вам покаянного «изменения ума» и обретения адекватности, всем же остальным – мудрости, терпения и любви. Будьте здоровы и спаси вас Господи.
С уважением и неумирающей надеждой, Тарас Борозенец.

P.S. Для меня это выступление является первым и последним. Далее участвовать в полемике о докладе Патриарха принципиально не буду, ибо считаю это совершенно бесперспективным и более не стоящим внимания. Все нужное уже сказано. Разумному достаточно, а неразумному не будет достаточно никогда.

«Трудно тебе идти против рожна»

(Деян. 8:5)

Contra spem spero.

Итак, о чем же сказал Патриарх 3 ноября сего года в своем выступлении на III Ассамблее фонда «Русский мир»?

С присущей ему ясностью, простотой и доходчивостью он сказал следующее: 1) существует русский мир, то есть русская культура в самом широком смысле этого понятия (для особо непонятливых подчеркнем, именно русская, а не российская); 2) эта культура, как и любая другая, имеет свою историю, язык, этические и эстетические ценности, религиозный фундамент, преимущественно воплощенный в православном христианстве, а также других традиционных верованиях; 3) носители и представители этой культуры сегодня концентрировано живут на территориях трех соседних суверенных государств (России, Беларуси, Украины), а рассеяно или диаспорно распространены по всему миру; 4) украинская, белорусская, российская культуры являются органическими и неотъемлемыми частями единой русской культуры, ее ядром, как в прошлом, так и настоящем; 5) для особо непонятливых и ищущих повода специально подчеркивается признание и положительное значение как суверенности трех славянских государств, так и естественной специфики культур их народов, уважение и любовь к ним; 6) такое же почтительное отношение ко всем другим государствам, народам, культурам, опекаемым Русской Православной Церковью; 7) Русская Православная Церковь является духовной сердцевиной всей русской культуры; 8) поэтому она заботилась, заботится и будет заботиться о ее сохранении, развитии и процветании, как в целом, так и в частях; в этом всегда состояла ее культуротворческая, цивилизационная миссия; 9) сегодня для осуществления этой миссии Русская Православная Церковь предлагает конкретные программы; 10) реализация этих программ чрезвычайно актуальна для защиты культурно-национальной и религиозной идентичности русского мира от глобализационных угроз. Все. Точка. Больше в тексте доклада ничего нет.

Давно известные, из года в год повторяемые, до банальности привычные мысли, о которых в силу их несомненной ясности и говорить нечего. Когда текст сводится к констатации очевидных фактов, просто не хочется ни о чем спрашивать, ничего комментировать, тем паче спорить. Обыкновенное официальное выступление перед определенной аудиторией с элементарным по своей очевидности содержанием.

Абсолютно очевидно, что Патриарх выступал на русском форуме с программной для этого форума речью перед представителями русской культуры (теми же украинцами, белорусами, россиянами); и потому естественно говорил о поддержке и развитии русской культуры. Выступал бы он в Японии, Англии, Германии, Франции и других странах, где существуют приходы РПЦ, то естественно говорил бы о поддержке их национальных культур. Выступал бы на Украине исключительно перед носителями ее культуры больше бы высказывался о ее ценности и своеобразии, о конструктивной, творчески-преображающей миссии Церкви по отношению именно к ней, а также о ее инкорпорированности в единое духовно-культурное пространство с его православно-церковным фундаментом, то есть о том, о чем постоянно и естественно заявляет митрополит Владимир, как и другие православные иерархи.

Поэтому ни о каком отождествлении Русской Православной Церкви исключительно с российской национальностью или только с тремя восточно-славянскими национальностями, ни о каком игнорировании или исключении из РПЦ других неславянских национальностей и культур, ни о каком патернализме, двойных стандартах, этнофилетизме и речи быть не может. Тем более, не может быть речи ни о каком империализме, колониализме, тоталитаризме, шовинизме, ксенофобии, национализме, русификации. Все это однозначно и решительно осуждается. Доклад имеет не политический, но исключительно церковно-культурологический характер. Именно в культурологическом смысле следует понимать идею Патриарха о созидании независимыми государствами, существующими на пространстве исторической Руси и осознающими свою общую цивилизационную принадлежность, Русского мира как общего наднационального проекта. Опять-таки, все это абсолютно очевидно, ибо лежит на поверхности и не имеет никакого скрытого подтекста. Любой нормальный человек знакомый с текстом не может его не понимать или понимать как-то иначе.

Так в чем же проблема?! Откуда взялись непонимание и неадекватно-некорректные, откровенно оскорбительные интерпретации элементарного по своему смыслу текста? Откуда вся эта шумиха, как-то враз накалившаяся до градуса оголтелой информационной кампании против Патриарха и Русской Православной Церкви?

Совершенно очевидно, проблема не в выступлении Патриарха, а в тех, кто в силу своих националистических антироссийских фобий осознанно или неосознанно искажает его мысль, лукавит или попросту нагло врет. Созданные больным воображением, не соответствующие действительности представления безосновательно вкладываются в уста Патриарха, после чего подвергаются разгромно-убийственной критике. Однако, на самом деле это борьба ни с чем иным, как со своими собственными фантазиями. Это по хлеще боя с ветряными мельницами. Дон Кихот отдыхает.

Очевидно, что искусственно-манипулятивное нагнетание страстей вокруг совершенно безобидного выступления, разворачивание целой агрессивно-антиправославной кампании является частью информационной войны, которая целенаправленно проводится в украинских СМИ с целью дискредитации Патриарха Кирилла и нивелирования того большого авторитета и популярности, которые он приобрел в результате своего пастырского визита на Украину.

Господа! Окститесь! Снимите русофобско-националистические очки, сквозь которые вам везде мерещится рука Москвы, антиукраинский заговор и империалистическая агрессия. Не перекладывайте с больной головы на здоровую! Не делайте из мухи слона, тем более, что и мухи то никакой нет, и говорить не о чем! Научитесь, наконец, слышать и понимать! Не знаю, как еще к вам обратиться, чтобы вы поняли?! Не позорьте ни себя, ни Украины!

Существование мира русской культуры, также как и определяющая роль Русской Православной Церкви для нее, – это фактическая данность истории и нашей жизни. Не желаете признавать реальности и вопреки всему ей принадлежать, хотите оставаться в плену идеологических иллюзий – это ваше право (при всей деструктивности и утопичности его реализации: и неблагодарные дети, бывает, не хотят признавать своих родителей, своей семьи), но не клевещите, уважайте другую точку зрения, как и тех, кто к ней принадлежит.

Подчеркиваю, что пишу я все это не в защиту Патриарха. Он в ней абсолютно не нуждается, ибо на его стороне историческая традиция, бесспорные факты, здравый смысл и высокая интеллектуальная культура, чего, к сожалению, не скажешь о его «оппонентах». Опять-таки я не настолько наивен, чтобы верить, что мои слова возымеют на них должное действие, и они сразу осознают свои заблуждения. Просто уже достала все это гремучее месиво маразма, идиотизма, шизофрении, мании преследования, истерии и комплекса неполноценности, вся эта вакханалия иррационально-мифологической националистической дикости.

В заключении хотелось бы искреннее посочувствовать всем тем, кто не видит очевидного и не помнит своего родства. Желаю вам покаянного «изменения ума» и обретения адекватности, всем же остальным мудрости, терпения и любви. Будьте здоровы и спаси вас Господи.

С уважением и неумирающей надеждой, Тарас Борозенец.

P.S. Для меня это выступление является первым и последним. Далее участвовать в полемике о докладе Патриарха принципиально не буду, ибо считаю это совершенно бесперспективным и более не стоящим внимания. Все нужное уже сказано. Разумному достаточно, а неразумному не будет достаточно никогда.

2


No tags for this post.
 

9 Responses to О том, что сказал Патриарх, националистическом донкихотстве и адекватности

  1. Черноморец:

    Вы знаете, что есть много русских которые против учения о русском мире. Они тоже русофобы? Ненавидят русских?? Вы знаете, я сам на четверть — русской крови. В общем я не вижу никакой ненависти к русским в своих материалах. Вижу неприятие утопий. Неприятие подмены христианства всякой эрундой -откуда бы она не происходила.

  2. Алексей:

    даа, ваши комментарии было трудно читать. Возможно патриарх и не прав, и его позицию действительно нужно критиковать, но вас выдает какая-то непонятная злоба и ненависть к русским. Вы высмеиваете \"обобщения\" и абстрактность патриараха, но сами продуцируете \"фашистские\" по сути обобщения — мол россияне все поголовно ксенофобы, коллективисты, алкоголики (вы кстати украинскую статистику знаете? Украина занимает первое место по детскому алкоголизму и подростковому насилию, вы вообще по Украине ездили? рекомендую :) ), мол, Россия — это источник чуть ли не вселенского зла, которое веками гнобило народы и ничего хорошего миру не принесла и т.д. Просто смешно выглядят ваши попытки создать оппозицию: нехорошие русские и свободолюбивые, толерантные украинцы. Я бы посмеялся если бы мне не хотелось плакать. Знаете, я вам посоветую почитать В.Ф.Эрна, его ответ С.Франку, который тоже представлял Россию чуть ли не как воплощенную преисподнюю, кажется статья называется \"Культурное непонимание\", думаю найдете. Напомню кстати об одном человеке, который искренне верил в то, что завоевав Россию он избавит человечество от страшной заразы коммунизма, а в качестве одного из способов уничтожения \"коммунистов\" предполагалось из человеческого жира русских делать мыло …
    Кстати, ладно, концепция \"русского мира\" империалистична, а как же быть с пресловутой Европой? Европейскими ценностями? Европа ведь тоже постоянно навязывает свои якобы общечеловеческие ценности. Русского мира нет, но в то, что есть Запад, ценности Западного мира, похоже никто не сомневается, Фукуяма даже пророчил конец истории, мол когда западные ценности распространятся по миру и всех отштампуют по своему образу и подобию.

  3. Черноморец:

    Ха-ха. Я тоже могу сказать — все Ваше — это наше. А потом сказать, ну я не обо всем. И вообще от филологии мало что зависит. Даже самый мягкий доклад о русмире — империалистичен.
    http://www.religion.in.ua/main/bogoslovya/7174-vistup-patriarxa-kirila-na-iv-asambleyi-ruskogo-svitu-kritichnij-analiz.html

  4. Алексей:

    Абсолютно согласен с вами, Тарас Анатольевич. Мне было достаточно, что патриарх Кирилл подчеркнул, что \"русский\" не означает \"российский\", казалось бы это должно было в корне пресечь все обвинения в империализме, политичности и т.д. Ан нет, с удивлением увидел в интернете целые дискуссионные \"войны\", обвинения патриарха в том, что идея \"русского мира\" де политическая и т.д., целые \"фрейдистсткие\" теории строятся насчет того, что же имел ввиду патриарх.

    ЗЫ я что-то не понял, кажется в статье нет упоминания о Черноморце, или там намек какой-то был?

  5. Православный:

    «Просто уже достала все это гремучее месиво маразма, идиотизма, шизофрении, мании преследования, истерии и комплекса неполноценности, вся эта вакханалия иррационально-мифологической националистической дикости».
    +++

  6. Гильгамеш:

    Тарас Анатольевич, виват! Конечно, может быть, кого-то и соблазнит резковатый тон высказываний — но сами ли они выбирают ли выражения в шельмовании патриарха? И не надо никому принимать обвинения в СВОЙ ЛИЧНЫЙ адрес — обличение касается идеи самого отношения, а не людей…

  7. Черноморец:

    Это кто русофоб? Я чтоли? ЧТо за маразм??

  8. Черноморец:

    Начинает как человек, а заканчивает как бандит из подворотни «шизофреники» и прочее. Руки не подам…

  9. Татьяна, УПЦ КП:

    Мда…похоже на отчаянье онкобольного,которому рассказали правду о биологических добавках «против рака»…
    Сочувствую. Как русская по крови.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика