Борозенец Тарас


«Не сотвори себе кумира»

(Исход 20:4)

Следует признать: статья Георгия Буткевича (Черноморца) «Личность и богословие Бенедикта XVI» – это добротный, основанный на первоисточниках, живой текст, последовательно выдержанный в филокатолическом духе. Однако, для меня, как человека давно знающего автора, ряд положений статьи выглядят довольно странными и неожиданными. Прежде всего, потому, что по своему содержанию они резко противоречат широко известному, не единожды публично высказываемому и аргументируемому радикально отрицательному отношению автора к теологии опыта, противопоставляемой теологии разума, которая провозглашалась единственно истинной.

Так, согласно статье, Бенедикт XVI – это папа-мистик, папа-созерцатель, папа-мудрец, папа-свидетель Истины и Любви. По мнению Георгия, это просто замечательно, иначе и быть не может, особенно учитывая вызовы современности, которые стоят перед Церковью. Именно в августинианской мистичности подхода нынешнего папы состоит его гениальность. Именно этот подход позволяет ему создать теологический синтез, который, однако, отнюдь не претендует на то, чтобы преодолеть раздробленность и полифоничность современного богословия, и остается одним из многочисленных голосов в современном теологическом дискурсе Постмодерна. Получается, некий парадоксальный синтез в себе, в силу своей самодостаточности просто не обращающий внимания на бесконечную раздробленность современного богословия (?!).

Оказывается, для папы и католиков нормально и правильно быть мистиком, а вот для Григория Паламы вместе со всеми восточными Отцами Церкви и православными – нет, в их случае это пагубное заблуждение. Складывается впечатление, что уважаемый автор не воспринимает мистический опыт только в православной и протестантской традициях, в католичестве же он не только уместен, но, как оказывается, необходим. Как по мне, могут быть только два объяснения этой непоследовательности: либо Георгий полностью отказался от своего прежнего взгляда на мистическую теологию, либо имеют место тенденциозность и двойной стандарт в авторских оценках.

В статье также утверждается безошибочная истинность непосредственного мистического знания папы Бенедикта XVI. Почему? Потому что он папа? Вразумительных аргументов нет, вместо них – восторженные оценки, безапелляционные заявления и призывы «Прииди и виждь!».

Итак, попробуем посмотреть, увидеть и сделать выводы по отношению к исходному и, судя по всему, главному посылу статьи о гениальности папы Бенедикта XVI. Здесь можно заметить следующее:

1) Категория гениальности, как и таланта, весьма относительна, оценочна и субъективна и потому объективно бездоказательна по своему мировоззренческому статусу (кстати, это ясно демонстрирует разнообразие философских определений и оценок этой категории (кроме Бергсона, можно, например, рассмотреть, концепции гениальности Гегеля и Ницше).

2) Но как бы мы ее не понимали, категория гениальности – это категория не церковно-религиозного, но светского сознания, чаще всего применяющаяся в сфере художественного творчества, реже – интеллектуального (философского и научного) дискурса, еще реже – социально-политической жизни как высшая мера дарования.

3) Для религиозного сознания «гениальность» не имеет какой-либо значимой концептуальной роли.

4) Если понятие гениальности все-таки попробовать инкорпорировать в христианское сознание и соответственно переосмыслить, то оно будет соответствовать понятию святости, то есть религиозная гениальность – это совершенная верность Богу в любви и истине.

5) Таким образом, для религиозного сознания существенна не степень тех или иных дарований человека, но истинность его религиозного самоопределения. С православной точки зрения более ценна сама принадлежность человека Православной Церкви, а не степень его одаренности. Обычный воцерковленный православный человек, со светской точки зрения не блещущий талантами, пребывает в более совершенном экзистенциально-онтологическом статусе, чем все неправославные, независимо от степени их дарований и достижений, а также социального статуса.

6) К сожалению, при всех своих достоинствах и достижениях папа Бенедикт XVI, как и все его предшественники, после отпадения западного христианства от Православной Церкви, пребывает вне Православия, вне Истины, то есть его религиозное самоопределение является ошибочным, прямо говоря четким богословским языком, еретичным.

8) Это ясно доказывается изложением богословских воззрений папы в статье Буткевича (Черноморца). Когда папа говорит о созерцательной сущности христианской веры и ее кардинальной необходимости для современного обезверившегося человечества с ним нельзя не согласиться, поскольку здесь он, не утверждая ничего нового, в целом следует позиции Отцов Церкви, представителей русской религиозной философии и современного православного богословия. Когда же излагается вероучительное содержание богословия Ратцингера, сразу же становится очевидной его верность догматам римо-католического вероучения, субстанциально противостоящего вероучению Православной Церкви. Обращает на себя внимание и явное стремление папы не заметить или смазать принципиальные противоположности его августинианской позиции и томизма, также догматизированного другими папами.[1]

7) Исходя из всего вышеизложенного, а, также следуя определению гениальности у Бергсона, приходиться признать, что папа Бенедикт XVI, как римо-католик, не является гениальным, поскольку не постиг истину во всей ее полноте и не стал православным.

Как православный христианин искренне надеюсь на обращение в Православие папы Бенедикта XVI вместе со всеми заблудшими, тем более, что у него для этого намного больше мировоззренческих предпосылок, чем у его предшественников.


[1] Кстати, меня всегда удивляло, как в такой авторитарной и требующей универсального единобразия традиции как римо-католицизм совмещаются очевидно противоречивые подходы и концепции, причем на официально-догматическом уровне. Как-то один знакомый, честный и последовательный доминиканский монах и преподаватель, сделал феноменальный вывод по этой ситуации: если ты видишь, что позиция одного папы противоречит позиции другого, необходимо следовать позиции последнего, которая и является абсолютно истинной. Как видим, логика полностью игнорируется в угоду папскому примату, папа выше логики.


»crosslinked«

No tags for this post.
 

One Response to Бенедикт XVI – гений?

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика